1930 РЕОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОМПРОСА ПРИЧИНА

1930 РЕОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОМПРОСА ПРИЧИНА

Содержание настоящей статьи

1930 реорганизация наркомпроса причина

ЛАТИНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВ в СССР 30-е годы


1930 реорганизация наркомпроса причина

1. Аксенова М.В. Народный комиссариат просвещения РСФСР в первые годы советской власти // Актуальные проблемы теории и практики управления. М., 2003.

3. Васильев А.М. Нормативные акты – основные формы выражения норм советского социалистического права М., 1960.

4. Глухарев Н.Н. Ученый комитет при ЦИК СССР как орган управления наукой и образованием (1926-1938 гг.). Дисс…канд. истор. наук. М., 2011.

7. Заколодкин И. Развитие структуры Наркомпроса и его местных органов // Народное просвещение. 1927. № 11-12.

16. Полянский В. Как начинал работать народный комиссариат просвещения // Пролетарская революция. 1926. № 2 (49).

17. Шулепова Э.А. Реорганизация Наркомпроса РСФСР в 1933-1936 годах // Проблемы Отечественной истории. Ч. II. М., 1973.

20. Фомин А. И. Становление центрального советского аппарата государственного руководства народным просвещением // Вопросы истории. 1976. №. 12.

[6] Справедливости ради отметим, что такое понимание просвещения досталось советскому государству от Временного и императорского правительств.

[7] О народном просвещении // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (далее – С.У.). 1917. № 2. Ст. 16

[9] Декрет ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 года «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» // С.У. 1917. № 3. Ст. 32.

[18] Декрет СНК от 18 июня 1918 года «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение.)»// С.У. 1918. № 46. Ст. 551.

[19] Аксенова М.В. Народный комиссариат просвещения РСФСР в первые годы советской власти// Актуальные проблемы теории и практики управления. М., 2003. С. 228.

[22] Заколодкин И. Развитие структуры Наркомпроса и его местных органов// Народное просвещение. 1927. № 11-12. С. 50.

[25] Дурденевский В.Н. Лекции по праву социальной культуры // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2006. Т.1.

[26] Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917-1936) (историко-правовое исследование) / отв. ред. Г.А. Дорохова. М., 1985. С. 87.

[28] Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 19 сентября 1933 г. «О реорганизации Наркомпроса РСФСР» // СУ РСФСР. 1933. № 52. Ст. 227.

1930 реорганизация наркомпроса причина

Работа выполнена на кафедре политической истории факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В.

Автореферат разослан «» 2009 года Учёный секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент Головкина Н.Л.

Актуальность поставленной проблемы объясняется также отсутствием на сегодняшний день комплексных исследований по данной тематике.

Объектом исследования является деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР) в 1936 – июне 1941 гг.

Таким образом, с середины 1930-х по первую половину 1950-х годов исследуемые проблемы не получили должного рассмотрения и анализа.

В период середины 1950-х гг. – конца 1980-х для исследователей появились возможности изучения ранее недоступных архивных документов.

недостаток работ, связанных с анализом деятельности Наркомата просвещения РСФСР и его управлений в период 1936 – 1941 гг.

учреждений беспризорниками, исследователи констатировали неэффективность реализации этого направления государственной социальной политики 14.

При этом, управленческий аспект деятельности исполнительных органов по руководству образованием был изучен не в полной мере. С начала 1990-х гг.

– выявить задачи и рассмотреть структуру и функции аппарата Наркомпроса РСФСР в 1936 – 1941 гг.;

– проанализировать деятельность Управления начальной школы по руководству системой начального образования;

– выявить результаты работы Управления средней школы по реализации плана введения неполного среднего и среднего обучения;

– оценить эффективность деятельности Управления детскими домами и специальными школами по решению проблемы детской беспризорности.

Источниковая база диссертационного исследования включает в себя широкий круг опубликованных и неопубликованных источников.

законодательные акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения, статистические сборники.

Педагогические сочинения в 10 тт. Т.2. М., 1958, Т.3. М., 1959; Орджоникидзе Г.К. Статьи и речи. Т.2. М., 1957;

Орган парткома, профкома, месткома, комитета ВЛКСМ и ректората Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина. Ленинград. 1936. № 1(133) – 110(242).

Методологической основой исследования стали основные принципы исторической науки – научная объективность и историзм.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.

подразделения, так и с репрессиями 1937 – 1938 годов. Так, начальники ключевых Управлений – Н.П. Виноградский, Л.А. Цехер, Е.Т. Орлов, В.Н.

Недостаток сотрудников, отсутствие внутриведомственной координации приводили к несвоевременному выполнению работы комиссариатом.

Деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1936 – июне 1941 гг

Актуальность поставленной проблемы объясняется также отсутствием на сегодняшний день комплексных исследований по данной тематике.

Объектом исследования является деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР) в 1936 – июне 1941 гг.

Проблема деятельности органов управления образованием в РСФСР в 1936-1941 гг. привлекает внимание исследователей на протяжении длительного времени.

Таким образом, с середины 1930-х по первую половину 1950-х годов исследуемые проблемы не получили должного рассмотрения и анализа. В

8 Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918 – 1977 гг. Проблемы, тенденции, перспективы. М., 1981. С. 68.

Наиболее подробно и обстоятельно проблему совершенствования системы центральных органов управления образованием исследовала Э.А.

Это приводило в некоторых случаях к негативному отношению к достижениям советской системы образования. В связи с этим следует

20 Дайч З.Г. Школьная политика в СССР. Уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. M., 1991.

27 Лебина Н.Б. «Ленька Пантелеев – сыщиков гроза.» Преступность в советском обществе 20 – 30-х годов // Родина. 1995. № 1. С. 58 -63.

1Оличева О. Государственные органы в борьбе с детской беспризорностью в 20 – 30 гг. XX века // Учитель. 2007. № 2. С. 86 – 89.

18 быть применены и в современной практике деятельности агентств и ведомств, управляющих просвещением в нашей стране.

С 1990-х гг. исследовались проблемы взаимосвязи школы и общества в 1930-е гг., доступность и эффективность образования41, появились работы,

– проанализировать деятельность Управления начальной школы по руководству системой начального образования;

– выявить результаты работы Управления средней школы по реализации плана введения неполного среднего и среднего обучения;

– оценить эффективность деятельности Управления детскими домами и специальными школами по решению проблемы детской беспризорности.

Источннковая база диссертационного исследования включает в себя широкий круг как неопубликованных , так и опубликованных источников.

Большое значение для исследования представляют сборники документов, где были опубликованы постановления СНК СССР и ЦК

Таким образом, источниковая база позволяет раскрыть тему исследования и достигнуть поставленных целей.

Методологической основой исследования стали основные принципы исторической науки — научная объективность и историзм.

Исследование проводилось на основе комплекса архивных документов, частично привлекавшихся ранее для решения других задач. Документы

Репрессии 1937 — 1938 гг. существенным образом повлияли на темпы ротации, обновив практически весь руководящий состав комиссариата.

3. Опись 70. Т. 1.4. 1. Управление начальной и средней школ. Опись 70. Т. 1. Ч. 2. Управление начальной и средней школ, Управление детскими домами.

13. Опись 1. Копии протоколов, справки и другие материалы к заседаниям комиссий Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б).

Реорганизация местных органов управления образованием РСФСР в конце 1920-х – начале 1930-х гг

б) управление учреждениями просвещения в крае (области), которые находились в непосредственном ведении краевого (областного) исполнительного комитета;

г) разработка и осуществление в краевом (областном) масштабе мероприятий по введению всеобщего начального обучения;

е) общее руководство мероприятиями по развитию профессионально-технического образования в крае (области);

и) общее руководство в краевом (областном) масштабе деятельностью по борьбе с детской беспризорностью и социально-правовой охраной несовершеннолетних;

о) руководство, в пределах ограниченной Наркомпросом, рабочими факультетами, находящимися на территории края (области);

п) участие, совместно с Наркомпросом РСФСР, в управлении высшими учебными заведениями, находящимися на территории края (области);

т) разрешение, в пределах своей компетенции, жалоб на действия подчиненных учреждений и должностных лиц [4].

«а) массовой сети учреждений социального воспитания (дошкольное воспитание, школы I ступени, ФЗС, ШКМ, внешкольная массовая работа);

О структуре край- и облоно. Резолюция совещания зав. край- и облоно совместно с наркомами по просвещению АССР / Бюллетень НКП. 1932. № 71. С. 8–9.

Постановление СНК РСФСР «О реорганизации местных органов народного образования» от 15.08.1934 г. / Бюллетень НКП. — 1934. — № 27. С. 2–3.

Постановление ЦК ВКП(б) «О руководящих кадрах народного образования» от 5.09.1929 г. / Справочник партийного работника. Вып.7, ч. 2. М., 1930. С. 256–265.

Приказ по Народному комиссариату просвещения «О реорганизации местных ОНО» от 14.09.1934 г. / Бюллетень НКП. — 1934. — № 29.

Резолюции совещания заведующих краевыми и областными ОНО, проходившего 9–10 апреля 1930 г. / Бюллетень НКП. 1930. № 13. С. 3–4.

Деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР в 1936 – июне 1941 гг

Актуальность поставленной проблемы объясняется также отсутствием на сегодняшний день комплексных исследований по данной тематике.

Объектом исследования является деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР) в 1936 – июне 1941 гг.

Первый этап – середина 1930-х годов – первая половина 1950-х -характеризуется преобладанием историко-педагогических работ, связанных с

недостаток работ, связанных с анализом деятельности Наркомата просвещения РСФСР и его управлений в период 1936 -1941 гг.

учреждений беспризорниками, исследователи констатировали неэффективность реализации этого направления государственной социальной политики 14 .

проанализировать деятельность Управления начальной школы по руководству системой начального образования;

выявить результаты работы Управления средней школы по реализации плана введения неполного среднего и среднего обучения;

оценить эффективность деятельности Управления детскими домами и специальными школами по решению проблемы детской беспризорности.

Источниковая база диссертационного исследования включает в себя широкий круг опубликованных и неопубликованных источников.

Методологической основой исследования стали основные принципьі исторической науки – научная объективность и историзм.

– Участие комиссариата в решение проблемы детской беспризорности
позволило уменьшить степень маргинализации основной части беспризорных

Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

14 августа 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

К 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Диплом: Советское учительство в 1930-е гг

Интерес у исследователей вызывает изучение степени влияния государства на школу через призму содержательной стороны образования, кадровой политики.

3. С конца 1920-х – в 1930-е гг. постепенно шло как повышение размера оплаты учительского труда, так и предоставление льгот.

Источниковая база исследования. В процессе работы над темой использован широкий круг источников, включающий опубликованные документы и материалы.

Проследить развитие школы в 1930-е гг. позволило использование статистических материалов, опубликованных в сборниках.

В целом перечисленные источники содержат разноплановый материал по интересующей нас проблематике, позволяющий решить поставленные в исследовании задачи.

– осветить социальный и профессиональный статус учителя на основе анализа профессиональной подготовки, уровня материального и социального положения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Под влиянием этих двух обстоятельств и возникла фабрично-заводская семилетка. Вопрос о создании школы такого типа обсуждался на

Начиная с 1926/27 учеб. года количество ФЗС быстро росло. Если в 1925 г. было организовано всего две ФЗС, то в 1929 г. их было уже 25, а в 1930 г. -92.

В 1930/31 учеб. году было предложено обеспечить следующий охват ФЗС детей рабочих по отдельным категориям «. металлистов – 150 тыс., горняков –

2) Создание необходимой производственной базы (учебного хозяйства и мастерских) и обеспечение школ агрономическим персоналом.

Это легкомысленное прожектерство представляло собой не что иное, как отражение в практике глупой антиленинской теории отмирания школы.

Для всестороннего обсуждения проблемы народного образования ЦК партии решил провести II партийное совещание. В порядке подготовки к нему

3. Школа ФЗУ и школы типа техникумов вместо второго концентра школы II ступени, дающие как специальную, так и общеобразовательную подготовку.

Для быстрейшего решения задач подготовки кадров средней квалификации ЦК ВКП(б) предложил преобразовать 8-ю и – 9-ю группы в техникумы и профшколы.

а) циркулярное письмо отдела единой школы Наркомпроса РСФСР от августа 1928 г., указывающее, что «учебники вообще должны быть изгнаны из школы»;

б) постановление Коллегии Наркомпроса от 28 марта 1930 г. признававшее «невозможным в настоящий момент придерживаться принципа стабилизации учебников»;

Школьные работники не горели желанием выступать в роли пропагандистов. Многие из них вообще старались не касаться политики.

Показные представления о богатой и счастливой жизни, которые устраивали властные структуры по праздникам, вызывали раздражение у людей.

Проблемой стала острая нехватка учителей. Проблему эту нельзя было решить без создания отлаженной системы подготовки педагогического персонала.

Увеличение расходов на народное образование, быстрый рост школ и учащихся увеличивали потребность в учительских кадрах.

В 1932 г. согласно решению июльского (1928 г. ) Пленума ЦК ВКП(б) педфаки были реорганизованы в самостоятельные высшие педагогические учебные заведения.

В 1932 г. в РСФСР работали уже 564 педтехникума, т. е. в 2 раза больше, чем в 1928 г. Число учащихся увеличилось в 5 раз.

Досрочное введение всеобуча, сопровождавшегося бурным ростом сети школ и контингента учащихся, резко обострило потребность в учителях.

Все это требовало организации работы по повышению квалификации учительства, создания системы его профессиональной подготовки.

Таким образом, положение учителя полностью зависело от развития народного хозяйства, экономики и государства. Несмотря на большие

3. Артизов А. Н. В угоду взглядам вождя (конкурс 1936 г. на учебник по истории СССР) // Кентавр. 1991. № 4/6. С. 125-135.

4. Белова Н. А. Заработная плата советских учителей в 1920-1960-е гг. // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 11. Т. 1. С. 67-72.

5. Бибанов Т. П. Вопросы материально-бытового положения учительства в годы социалистического строительства (1921-1937) // Советская педагогика. 1981. № 1. С. 112-114.

12. Василъковская Е. И. Политика Советского государства в сфере школьного образования в 1930-е годы. Саратов, 2005. 229 с.

19. Касаткина С. Н. Формирование общественной активности школьной молодежи 30-х гг. (по документам Наркомпроса РСФСР) // Советская педагогика. 1984. № 6. С. 91-95.

21. Клицаков И. А. Общественно-политическая деятельность советского учительства (1917-1937 гг. ) // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 91-96.

22. Клицаков И. Великий Октябрь и подготовка советского учительства // Народное образование. 1987. № 10. С. 79-81.

25. Константинов Н. Развитие системы народного образования в СССР // Народное образование. 1947. № 11. С. 28-44.

34. Макаев В. «Классовый враг проникает в школу» (О сталинском режиме в школе 20-30-х годов) // Народное образование. 1990. № 2. С. 142-144.

48. Руткевич М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Народное образование. 1999. № 1-2. С. 123-126.

49. Стражев Л. И. Преподавание истории в советской школе за 40 лет (19171957 гг. ) // Преподавание истории в школе. 1957. № 5. С. 64-74.

52. Шабалов С. М. Советское учительство к двадцатилетию Великой социалистической революции // Советская педагогика. 1937. № 3. С. 61 -67.

История отечественного государства и права

Уже в первой половине 1930-х гг. начинается перевооружение армии и численность войск увеличивается до 930 тыс. человек, а в 1939 г. — до 2 млн. человек.

Законно всеобщей воинской обязанности. 1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности.

Удлинение сроков службы было связано с необходимостью обеспечить освоение новой боевой техники, поступавшей на вооружение армии и флота.

Закрепление в Законе кадровой (экстерриториальной) системы комплектования войск потребовало коренной реорганизации аппарата местного военного управления.

Первый этап перевооружения планировалось завершить в 1942 г. Однако промышленность отставала от графика поставки новой техники.

Укреплению руководства вооруженными силами способствовало и назначение в мае 1941 г. И.В. Сталина на пост Председателя СНК СССР.

Таким образом, накануне войны так и не была создана единая централизованная система командования вооруженными силами страны.

1930 реорганизация наркомпроса причина

Работа выполнена в отделе новой и новейшей истории
Института истории им. Ш. Марджани
Академии наук Республики Татарстан

– проанализировать организационные, структурные, кадровые составляющие деятельности Народного комиссариата просвещения ТАССР;

– охарактеризовать политику Народного комиссариата просвещения ТАССР в области развития общего образования в 1920-е гг.;

Объектом исследования являются организационные и структурные подразделения Народного комиссариата просвещения ТАССР в 1920-е гг.

Территориальные рамки диссертации ограничены административными границами ТАССР на 1920-е гг.

Первая глава диссертации – «Формирование Народного комиссариата просвещения ТАССР » состоит из трех параграфов.

5 Заколодкин И. Развитие структуры Наркомпроса и его местных органов // Народное просвещение – 1927. – № 11–12. – С. 45–72.

12 Смородина З.Н. Деятельность Н.К. Крупской в Государственной комиссии по просвещению. – Учен. зап. Моск. пед. инст-та им. В.И. Ленина. – М., 1971. – Т. 439.

15 Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936 гг.). Историко-пра­во­вое исследование. – М, 1985.

45 Народное образование в Татарии за 1925–1926 гг. (К докладу Наркомпроса ТССР на VII Все­татарском Съезде советов) – Казань, 1927. – С. 10.

53 Отчет о деятельности Наркомпроса за время с последнего Всетатарского съезда Советов по 1 октября 1922 г. – Казань, 1922. – С. 44.

56 Положение о платности в школах первой и второй ступени, состоящих на снабжении Наркомпроса ТССР на 1925–1926 учебный год. – Казань, 1926.

Билет №5

– Практически приостановились научные исследования, с перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры.

* установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе,

* Конституции РСФСР (1918) (законодательно закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее образование»)

* Партийной программе РКП(б) (1919) (меры по демократизации К жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства)

– Во время Гражданской войны на территории, занятой белой армией, формировались свои министерства народного просвещения.

– Агитпроп – специальный орган партийного руководства К, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Он действовал через Наркомат просвещения и комфракции.

* ряд культурно-просветительных и научных обществ, созданных задолго до революции, продолжали работу, но в основном были закрыты в 1920-1930-е гг.