МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Содержание настоящей статьи

Реорганизация в форме присоединения: практические рекомендации

Начнем с рассмотрения порядка составления бухгалтерской отчетности (в рассматриваемом примере за 2009 г.).

Все перечисленные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации (п. 22 Методических указаний).

Иными нормами НК РФ обязанность по представлению заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации также не предусмотрена.

Отметим особенности, которые необходимо учитывать реорганизуемым организациям при составлении отчетности.

При заполнении показателей разд. III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса правопреемника никаких записей в бухгалтерском учете не производится.

Таким образом, обязанность по уплате налогов (налога на прибыль и налога на имущество) возлагается на правопреемника.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Методические рекомендации о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

– создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;

– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

– сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;

– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

– получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации учреждения.

Исполнение реорганизуемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

– получить в органах Федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о ликвидации учреждения.

Исполнение ликвидируемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

– в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).

Исключение учреждения, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

Порядок государственной регистрации при ликвидации учреждения из единого государственного реестра юридических лиц

1. Государственная регистрация при ликвидации учреждения осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого учреждения.

3. Документы, указанные выше, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации учреждения.

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Методические рекомендации по реорганизации путем присоединения

3.4. Составление объединительного баланса при реорганизации предприятия в формах слияния и присоединения

Все собранные документы, подтверждающие рыночную стоимость, или отчет, полученный от независимого оценщика, необходимо приложить к разделительному балансу.

По решению учредителей материально-производственные запасы в передаточном акте могут быть оценены как по фактической, так и по рыночной стоимости.

? акты инвентаризации имущества и обязательств, которая проведена непосредственно перед составлением этих документов;

? полное наименование юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также их организационно-правовая форма;

? список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.).

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по государственной пошлине» К-т сч. 51 «Расчетные счета»– перечислена в бюджет государственная пошлина;

1) основание проведения реорганизации (решение или договор учредителей, решение уполномоченных государственных органов и т. д.);

? не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача;

Перед составлением заключительной бухгалтерской отчетности необходимо закрыть счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

? о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования;

? о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т. д.;

? свидетельство о регистрации внесения изменений в учредительные документы реорганизованной организации в случаях присоединения организаций.

? числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;

? финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

? иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

Как проводится реорганизация в форме присоединения в 2018 году

Российская экономика претерпевает значительные изменения, которые оказывают существенное влияние на деятельность всех предприятий.

Только объединив свои усилия, участники рынка могут выжить, остаться на плаву, оптимизировать налогообложение и управление юридическими лицами.

Чтобы объединить организации используют два первых метода. Также допускается сочетание нескольких из них.

Реорганизация также является одной из форм ликвидации юридического лица. Присоединение – процесс вхождения нескольких организаций в одну.

Более крупный субъект хозяйствования поглощает их активы и пассивы, при этом сохраняет все свои данные в государственном реестре (ОГРН и ИНН).

Для осуществления законных действий по реорганизации и признания ее в высших инстанциях, придерживаются норм, изложенных в Гражданском кодексе.

Законы России контролируют процесс реорганизации предприятий. Их нарушение влечет за собой неприятные правовые последствия.

В постановлении Правительства Российской Федерации №110 от 26.02.2004 описаны правила сотрудничества органов во время государственной регистрации юридических лиц при реорганизации.

До начала проведения процесса реорганизации необходимо тщательно изучить и просмотреть пошаговую инструкцию.

На нем принимается решение, утверждаются условия договора, передаточный акт и иные организационные моменты.

На основе утвержденного решения издается приказ о проведении мероприятия, а также оповещаются рабочие о намеченных изменениях.

Каждый сотрудник уведомляется в письменном виде. При этом работники должны расписаться в уведомлении о реорганизации.

Процесс влечет за собой изменения штатного графика, создание дополнительных подразделений, введение или замещение некоторых должностей.

В течение трех дней извещаются государственные регистрирующие инстанции и кредиторы, параллельно делается публикация в средства массовой информации.

Законодательство Российской Федерации определяет органы, которые отвечают за присоединение федеральных учреждений.

Координирование и регулирование процесса возложено на Минфин России, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития.

Реорганизация учреждения путем присоединения

Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).

А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН

Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму

Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации

Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций

Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений

Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н "О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета"

Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя

Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)

Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
"Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств"

Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях

Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций

Передаточный акт и разделительный баланс при реорганизации путем преобразования и присоединения

В связи с чем реорганизуемым организациям, имеющим недвижимое имущество и транспортные средства, желательно утвердить передаточный акт.

Иногда лучший вариант – не ликвидировать предприятие, а провести реорганизацию. Остановимся на реорганизации путем преобразования.

В Гражданском кодексе Российской Федерации нет четких правил, на которые можно опираться при проведении реорганизации.

Реорганизация – процедура, при которой права и обязательства юрлиц переходят к новому созданному предприятию. То есть имеет место правопреемство.

Юридическое лицо вправе прекращать ведение деятельности, ликвидировав предприятие или проведя реорганизацию.

В том случае, если судья утвердит учредительную документацию и баланс, на основании его решения и будет регистрироваться новое предприятие.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования – это процесс, при котором фирма меняет организационно-правовую форму.

Главное отличие от остальных видов реорганизации – до начала и после окончания процедуры есть только одна организация.

Реорганизация занимает примерно 3 месяца. Точные сроки установить невозможно, так как в каждом случае они будут индивидуальными.

Согласно п. 42 при подготовке такой отчетности до внесения записей в ЕГРЮЛ, закрывают счет учета дохода и расходов, и проводится распределение.

Основание – учредительское решение сумм чистого дохода. Есть также необходимость в проведении реформации баланса.

В п. 1 ст. 55 Налогового кодекса говорится, что налоговый период – календарный год или другие периоды относительно определенного вида налогов.

После окончания такого периода определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога, которая должна уплачиваться.

Уплата страховых взносов и подача отчетности осуществляется правопреемниками с момента завершения процедуры.

Но если до начала преобразования не было зафиксировано правовых нарушений, после завершение процедуры штраф не может назначаться новому предприятию.

Созданное акционерное общество должно будет все время обращаться в региональный регистрирующий орган.

Отличительная черта реорганизации в форме преобразования – юридическое лицо не просто меняет наименование.

Достаточно часто возникает необходимость в реорганизации юридического лица посредством слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования.

В таких случаях юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (юридических лиц).

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-ХII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах).

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180),

Будет ли данный убыток уменьшать налогооблагаемую прибыль организации «Б» по итогам деятельности за II квартал?

Собственниками имущества юридического лица принято решение о реорганизации общества путем выделения из его состава еще одного юридического лица.

При этом реорганизуемая организация по разделительному балансу передает часть товаров, по которым имеются остатки непринятых к вычету сумм НДС.

Также передаются ранее приобретенные основные средства, суммы «входного» НДС по которым приняты к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Раньше передача обязательств между организациями осуществлялась на основе разделительного баланса, но с 1 июля 2014 года его роль выполняет акт.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

– устав общества, утверждаемый учредителями, – для акционерных обществ; договор о создании общества не является учредительным документом;

Д-т 90, субсчет "Выручка", К-т 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж", – на сумму выручки, полученной от продаж продукции (работ, услуг) с начала года;

Д-т 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов", К-т 91, субсчет "Прочие расходы", – 80 тыс. руб. – на сумму внереализационных расходов;

Д-т 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов", К-т 91, субсчет "Прочие расходы", – 125 тыс. руб. – на сумму внереализационных расходов;

В учете правопреемника перед составлением вступительного баланса счета учета прибылей и убытков должны быть закрыты.

числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;

финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

Наиболее распространенными примерами взаимных обязательств, которые не должны учитываться в отчетности, по нашему мнению, являются следующие (см. таблицу).

Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организацией не производится.

Д-т 50 К-т 71 – 2 тыс. руб. – на сумму остатка средств, выданных ранее под отчет, внесенных в кассу организации;

Д-т 90 "Продажи", субсчет "Прибыль/убыток от продаж", К-т 99 "Прибыли и убытки" – на сумму прибыли от основной деятельности

Д-т 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов", К-т 99 – на сумму прочей прибыли организации

Д-т 84 К-т 99 – на сумму чистого убытка организации, отнесенного на уменьшение чистой прибыли прошлых периодов;

организация, реорганизуемая в форме разделения, и все организации, которые создаются в результате разделения;

организация, реорганизуемая в форме преобразования, и организация, создаваемая в результате преобразования (организационно-правовая форма и наименование).

Фактически произведено расходов (нарастающим итогом с начала принятия решения о реорганизации) – всего _________ руб.,

Так, например, пояснительная записка ликвидированной организации в этой части может иметь следующий вид.

акт N от "__" _________ 200___ г. сверки взаиморасчетов с ___________ (наименование дебитора) по ________ (вид расчетов);

Реорганизация в форме присоединения к другому бюджетному учреждению

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003) утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Кроме того, приняв решение о реорганизации, нужно в течение трех дней сообщить о нем в ПФР и ФСС России.

По решению учредителя бюджетное учреждение передало имеющуюся задолженность другому структурному подразделению до начала реорганизации.

– передана дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами по приобретению основных средств;

Если до момента прекращения деятельности учреждение передаст все свои активы и обязательства, передаточный баланс будет нулевым.

В ходе реорганизации одного из учреждений другому были переданы расчеты по обязательствам по передаточному акту.

Реорганизация может сопровождаться изменением количества структурных подразделений, штатного расписания.

Реорганизация учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками ( ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ ).

Реорганизация в форме присоединения: практические рекомендации

Начнем с рассмотрения порядка составления бухгалтерской отчетности (в рассматриваемом примере за 2009 г.).

Все перечисленные расходы должны найти отражение в заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации (п. 22 Методических указаний).

– годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Иными нормами НК РФ обязанность по представлению заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации также не предусмотрена.

Отметим особенности, которые необходимо учитывать реорганизуемым организациям при составлении отчетности.

– финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

– иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций (включая прибыль и убытки в результате взаимных операций).

При заполнении показателей разд. III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса правопреемника никаких записей в бухгалтерском учете не производится.

Таким образом, обязанность по уплате налогов (налога на прибыль и налога на имущество) возлагается на правопреемника.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

– счета-фактуры (либо их копии) выставлены продавцами на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемника;

Приказ Минфина России от N 44н – Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций

II. Признание осуществления реорганизации для целей бухгалтерского учета. Оценка имущества и обязательств

– устав общества, утверждаемый учредителями, – для акционерных обществ; договор о создании общества не является учредительным документом;

Д-т 90, субсчет «Выручка», К-т 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж», – на сумму выручки, полученной от продаж продукции (работ, услуг) с начала года;

Пример *1.
_____
*1. Операции, связанные с исчислением и уплатой НДС, единого социального налога и налога на прибыль, для упрощения расчетов опущены.

Д-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», К-т 91, субсчет «Прочие расходы», – 80 тыс. руб. – на сумму внереализационных расходов;

Д-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», К-т 91, субсчет «Прочие расходы», – 125 тыс. руб. – на сумму внереализационных расходов;

В учете правопреемника перед составлением вступительного баланса счета учета прибылей и убытков должны быть закрыты.

числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;

финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

Наиболее распространенными примерами взаимных обязательств, которые не должны учитываться в отчетности, по нашему мнению, являются следующие (см. таблицу).