ПЕРЕДАЧА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРЕДАЧА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Содержание настоящей статьи
- Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений
- Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет
- Реорганизация учреждения путем присоединения
- Бухучет после реорганизации: на – стыке двух эпох
- Правопреемство при реорганизации юридического лица при реорганизации и ликвидации
- Передача обязательств учреждения при реорганизации
- Понятие, формы, бухгалтерский учет операций при реорганизации
- Правопреемство при реорганизации юридических лиц
- Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке и утверждению передаточного акта
- Ликвидация предприятия
Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений
– создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;
– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
– сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;
– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;
– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;
– получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;
– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения (ф. 0504805).
Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.
– получатель средств бюджета (далее – получатель средств) наделяется полномочиями распорядителя средств бюджета;
– получатель средств передается в подчинение от одного другому вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.
Порядок оформления расходных расписаний описан в письме Казначейства России от 26 мая 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-130.
Пример 1. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании дебиторской задолженности, не реальной ко взысканию.
Пример 2. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании просроченной кредиторской задолженности.
– на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) переданы остатки горюче-смазочных материалов по Извещению N 2 – 100 000 руб.
Пример 7. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства территориальному органу Росимущества.
Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).
Пример 9. После передачи нефинансовых активов внутри ведомства учреждение закрывает расчеты по данной операции.
– на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 4) – 100 000 руб.
Пример 10. После передачи нефинансовых активов другому федеральному министерству учреждение закрывает расчеты по данной операции.
– на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 7) – 400 000 руб.
– Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
– Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
– главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
– Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), формируемые в порядке, предусмотренном п. 151 Инструкции N 72н;
– Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), формируемые в порядке, предусмотренном п. 154 Инструкции N 72н.
Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.
Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)
Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)
Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.
Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.
Реорганизация учреждения путем присоединения
Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).
А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН
Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму
Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации
Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций
Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений
Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н "О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета"
Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя
Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)
Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
"Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств"
Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности
Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях
Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций
Бухучет после реорганизации: на – стыке двух эпох
Как правильно реорганизованным компаниям составить ЗБО, а правопреемникам разнести входящие остатки по счетам и наладить учет, расскажем в нашей статье.
- записи о возникших в результате слияния, разделения, преобразования юрлицах;
- записи о прекращении деятельности присоединяемого юрлица.
Присоединяющая компания формирует вступительные остатки на дату прекращения деятельности реорганизованной организаци и пп. 21, 33 Приказа № 44н; п. 4 ст. 57 НК РФ .
Выделившиеся компании (а также возникшие при разделении и преобразовании) могут воспользоваться планом счетов предшественника.
Составление заключительной бухотчетности — своеобразное прощание фирмы со своим дореорганизационным периодом
Даже если на момент формирования вступительных остатков по счетам СПИ некоторых объектов составит 12 месяцев и меньше, их нужно учесть как ОС.
Той фирме, к которой присоединились другие компании, придется соединять несколько планов счетов в одном
Правопреемство при реорганизации юридического лица при реорганизации и ликвидации
При ликвидации юридического лица правопреемство – это передача прав, имущества и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому.
- универсальное — переход правомочий и обязательств целым комплексом от одного лица другому;
- сингулярное — переход единичных прав и обязанностей.
Допускает закон и смешение форм реорганизации. При этом одновременно действуют сразу несколько из вышеперечисленных правил.
Прежде, чем произойдёт госрегистрация реорганизации, пройдёт достаточно много времени, а значит, сведения, отражённые в передаточном акте, могут устареть
Протокол собрания учредителей реорганизуемых компаний — первый и основополагающий документ в процедуре реорганизации.
Поэтому уже в протоколе могут быть очерчены направления перехода имущества и других активов, процентное соотношение, доли участия в новых организациях.
Переход прав и обязательств от компании к компании целым комплексом — именно тот важнейший момент, что отличает реорганизацию от ликвидации.
Юридически единственным документом, подтверждающим переход прав при любой форме реорганизации, является передаточный акт.
И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.
Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.
Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.
Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.
Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.
Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц.
При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).
Ст.57-60 Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.
Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.
57 ГК РФ выделяет пять видов реорганизации (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение).
Присоединение — прекращение деятельности присоединяемого к уже существующему без создания новых юридических лиц.
Слияние — создание одного или нескольких юридических лиц с прекращением деятельности всех ранее существовавших
Выделение — создание одного или нескольких юридических лиц без прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица.
В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласование или последующее уведомление Антимонопольного комитета.
В стоимость услуг не включена стоимость юридического адреса, согласования или уведомления антимонопольного органа и регистрация выпуска ценных бумаг.
Передача обязательств учреждения при реорганизации
3.4. Составление объединительного баланса при реорганизации предприятия в формах слияния и присоединения
Все собранные документы, подтверждающие рыночную стоимость, или отчет, полученный от независимого оценщика, необходимо приложить к разделительному балансу.
По решению учредителей материально-производственные запасы в передаточном акте могут быть оценены как по фактической, так и по рыночной стоимости.
? акты инвентаризации имущества и обязательств, которая проведена непосредственно перед составлением этих документов;
? полное наименование юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также их организационно-правовая форма;
? список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.).
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по государственной пошлине» К-т сч. 51 «Расчетные счета»– перечислена в бюджет государственная пошлина;
1) основание проведения реорганизации (решение или договор учредителей, решение уполномоченных государственных органов и т. д.);
? не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача;
Перед составлением заключительной бухгалтерской отчетности необходимо закрыть счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».
? о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования;
? о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и т. д.;
? свидетельство о регистрации внесения изменений в учредительные документы реорганизованной организации в случаях присоединения организаций.
? числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;
? финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;
? иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.
Понятие, формы, бухгалтерский учет операций при реорганизации
слияние – когда создается новое общество с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких объединяемых юридических лиц;
разделение – когда происходит прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам;
преобразование – изменение статуса юридического лица, при котором к вновь возникшему лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества.
акционерных обществ – устав общества, утверждаемый учредителями. Договор о создании общества не является учредительным документом общества;
– при присоединении – с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
При слиянии и присоединении передача имущества и обязательств от одной организации к другой осуществляется по передаточному акту.
1) выкуплены у акционеров акции, номинальная стоимость которых 50 000 руб., расходы по выкупу акции составляют 60 000 руб. Выкупленные акции аннулированы;
– отражены операционные расходы – разница между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью.
Представленная система операций в бухгалтерском учете в большинстве случаев характерна для всех форм реорганизации.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц
- при слиянии предприятий;
- в процессе присоединения;
- в результате преобразования;
- путём разделения;
- при выделении.
В составе всех видов реорганизации, за исключением выделения, одним из этапов процесса является ликвидация.
Обстоятельства правопреемства при различных типах реорганизации юридических лиц прописаны в ст. 58 ГК РФ.
Реорганизация компании путём её присоединения к более крупной фирме сопровождается передачей всех активов и обязательств
То что, правопреемство здесь относится к универсальному типу, зафиксировано в статьях 128 и 218 ГК РФ. Например, в ст. 218 прямо написано об этом.
- передаточный акт;
- протокол общего собрания участников (акционеров);
- договор о реорганизации;
- разделительный баланс;
- новая редакция устава.
Необходимость составления разделительного баланса при реорганизации вынуждает многих бухгалтеров изрядно потрудиться
Договор о реорганизации заключается с предприятиями в случае реорганизации в форме слияния или присоединения
Разделительный баланс используется для отражения состояния активов и пассивов реорганизуемого предприятия
Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке и утверждению передаточного акта
1.2. Примерную форму передаточного акта при реорганизации государственных учреждений в форме присоединения (приложение 2).
1.3. Примерную форму передаточного акта при реорганизации государственных учреждений в форме слияния (приложение 3).
2.2. Ответственным по рассмотрению передаточного акта является Управление бухгалтерского учета и отчетности Департамента.
2.5. Учет и хранение передаточных актов в Департаменте осуществляется Управлением бухгалтерского учета и отчетности.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Лупачеву Г.В.
а) решения, принятого органом исполнительной власти (п.1, 2) при реорганизации в форме слияния, присоединения.
– бухгалтерский баланс по форме 0503830 на дату составления передаточного акта со справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;
15. При наличии обременения права реорганизуемого учреждения информация об обременении подлежит включению в передаточный акт.
20.2. Определяет возможность утверждения передаточного акта уполномоченным заместителем руководителя Департамента.
Утверждение Департаментом передаточного акта считается действительным при наличии согласования Департамента городского имущества города Москвы.
22. Один экземпляр утвержденного в установленном порядке передаточного акта направляется учреждением в Департамент культуры города Москвы.
Перечень недвижимого имущества, учтенного на балансе
Государственного бюджетное учреждение культуры города Москвы
"_________" по состоянию на __.__.20__г.
Ликвидация предприятия
– при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных законом, – согласие уполномоченных государственных органов.
– по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).
При этом должны соблюдаться требования ПБУ 4/99 и Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
– числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;
– финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;
– иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.
Еще одна особенность ведения учета во вновь созданных в результате реорганизации компаниях касается учета внеоборотных активов.
Далее рассмотрим специфику составления бухгалтерской отчетности для отдельных форм реорганизации юридических лиц.
Вступительный баланс вновь созданной организации формируется без оформления каких-либо записей в бухгалтерском учете.
Далее рассмотрим специфику формирования данных раздела "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса присоединяющегося юридического лица.
Разделение есть прекращение прав и обязанностей существующей организации и переход их к вновь образуемым юридическим лицам.
Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организацией не производится.
При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации не производится.
Далее рассмотрим формирование вступительной бухгалтерской отчетности организации, возникшей в результате выделения.
Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса.