ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Содержание настоящей статьи

выкуп акций при реорганизации

ПБК Латвийское время 11.07.2017


Принудительная реорганизация юридических лиц по антимонопольному законодательству

Представляет интерес причина, по которой норма о принудительном разделении была включена в российский Закон о конкуренции.

В объективную сторону включаются такие элементы, как противоправность деяния, вред и причинная связь между ними.

Деяние (действие или бездействие) субъекта антимонопольного регулирования противоправно, если нарушает нормы антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность считается систематической, если в течение трех лет в установленном порядке выявлено более двух таких фактов.

Положение субъекта, обладающего долей на рынке определенного товара менее 35%, не может быть признано доминирующим.

О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства // Вестник ВАС РФ. 1994. N 7.

Мэттью Д., Моррисон Э., Педрик Т. Рекомендации по практическому применению конкурентной политики в Российской Федерации. М., 1995. С. 81.

Бурякова Л.Е. Законодательство Европейского союза о злоупотреблении доминирующим положением // Журнал российского права. 2000. N 9. С. 75.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о конкуренции для принудительной реорганизации доминирующего субъекта требуется совокупность следующих условий.

Раздел 2

Разделение юридического лица может стать антикризисной мерой, с помощью которой имущественное положение экономически слабого субъекта будет исправлено.

Наибольший интерес из выше перечисленных видов для экономических и правовых реалий нашего государства имеют слияние и поглощение.

В результате выделения могут образовываться организации только той организационно-правовой формы, какую имеет реорганизуемая компания.

В зависимости от конкретных причин и целей реорганизация в форме выделения может быть добровольной или принудительной.

Инициатором преобразования может выступить само предприятие, собственник его имущества либо такая обязанность предусматривается в законе.

Полное товарищество в случае, когда остается единственный участник, может быть преобразовано в хозяйственное общество.

Производственный кооператив при единогласном решении членов кооператива может быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество.

Кредиторы вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Законом предусмотрены случаи, когда изменение типа общества не может производиться или прямо запрещено.

Некоммерческие организации (НКО) могут быть преобразованы как в некоммерческие, так и в коммерческие юридические лица.

Некоммерческое партнерство может быть преобразовано в хозяйственное общество, общественную организацию, фонд, автономную некоммерческую организацию.

Учреждение может быть преобразовано в хозяйственные общества, фонд, автономную некоммерческую организацию.

Ассоциация (союз) может быть преобразована в хозяйственные общества, товарищества, фонд, автономную некоммерческую организацию.

Слияние общества считается законченным с момента государственной регистрации вновь возникшего общества.

Второй этап – это получение разрешения территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Для товарищества разделение возможно, если в нем более одного участника, в противном случае оно должно быть ликвидировано или преобразовано в общество.

2) Принудительная – например, осуществляемая антимонопольным органом, бывает в виде разделения и выделения (ст.19 закона о конкуренции).

  • «в прямом направлении» – к рынку (например, крупная кинофирма приобретает ряд кинотеатров).
  • «в обратном направлении» – к источникам сырья.

Реорганизация юридического лица (в форме присоединения, выделения и преобразования) пошаговая инструкция по ликвидации предприятия: документы и особенности процедуры

Преобразование представляет собой процесс реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы компании.

При разделении вместо организации образуется несколько дочерних, которые полностью перенимают права и обязанности материнской компании.

При присоединении организация становится правопреемником одной или нескольких других, деятельность которых прекращается.

Слияние представляет собой образование новой организации на базе нескольких, существование которых прекращается.

Этап 3. Когда решение о присоединении принято, следует уведомить о начале этого процесса органы, занимающиеся государственной регистрацией.

Реорганизация зачастую выступает наилучшим, а иногда и единственно возможным способом для юридических лиц решить свои проблемы.

Основное их отличие заключается в том, кто выступает инициатором процедуры реорганизации.

Для акционерных обществ (АО) количество участников собрания, проголосовавших за реорганизацию должно быть не меньше 75% .

  • акт, подтверждающий проведение инвентаризации в компании;
  • информация о дебиторской, а также кредиторской задолженности;
  • бухгалтерская отчетность.

После подачи пакета документов в государственные органы начинается их регистрация. Эта процедура длится 3 (три) рабочих дня.

В целом реорганизация может занять 2-3 месяца. Срок, к которому требуется закончить процедуру, устанавливается в решении о реорганизации.

Например, бенефициарный владелец юридического лица решил, что вести бизнес на данном этапе нерентабельно и закрыть юридическое лица одно из верных решений.

Как уже говорилось ранее, в зависимости от типа ликвидации решение о ее проведении может быть принято органами управления юридического лица либо судом.

В состав ликвидационная комиссии могут входить представители собственников организации и его исполнительного органа .

В рамках уведомления о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган направляется информация о составе ликвидационной комиссии.

Органом, который осуществляет принятие предварительного баланса в ходе ликвидации, является совместное собрание собственников .

Далее следует проводить ликвидацию, опираясь на закон о несостоятельности или банкротстве. Более подробно про банкротство юридических лиц мы уже писали в прошлом выпуске.

При этом переход на следующий этап происходит только после окончательного гашения задолженности предыдущей очереди .

Если в компании имеются командированные сотрудники, их следует отозвать и уведомить о предстоящем увольнении в дату, когда они вернутся на рабочее место.

Тех сотрудников, которые отсутствуют на работе по причине отпуска или больничного , уведомить можно, используя заказное письмо или услуги курьера.

  • в подтверждение ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении;
  • на приказе;
  • на расписке, подтверждающей получение трудовой книжки.

При ликвидации же компании принцип невозможности уволить льготные категории сотрудников не действует .

Важно соблюсти все этапы процедуры, а также необходимые сроки. Это обезопасит кадровиков в случае обращения в суд сотрудника организации.

Правильный выбор формы для реорганизации на этом этапе позволит в дальнейшем вести бизнес наиболее эффективно .

Принудительная реорганизация юридических лиц

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

Принудительная реорганизация по действующему российскому законодательству может быть осуществлена только судом или уполномоченным государственным органом.

— статья 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ ( в ред. от 18 июля 2011 г.) « О защите конкуренции»;

— статье 27 Закона N 135-ФЗ — « создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа»;

— решение уполномоченного органа и ( или) суда о принудительной реорганизации в форме разделения, выделения, слияния или присоединения;

— разукрупнение энергетических компаний с целью поддержания надлежащего функционирования рынка электроэнергетики;

— кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

— поддержание мер по предупреждению несостоятельности ( банкротства) кредитных организаций ( п. 1 ст. 1 Закона N 40-ФЗ).

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Реорганизация юридического лица: разновидности процедуры и пошаговое руководство

Дата, к которой необходимо закончить реорганизацию устанавливается сразу при принятии решения о реорганизации. Обычно этот процесс длится 2-3 месяца.

Прежде всего, необходимо отметить, что в данной форме реорганизации могут принимать участие предприятия одной организационно-правовой формы.

Есть две возможные формы реорганизации, закрепленные законодательно в ГК РФ – добровольная и принудительная.

  • Информирование налоговой службы о реорганизации следует осуществить в течение 3 дней со дня принятия решения. Заполняется специальный документ и вносится запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
  • Необходимо в течение 5 дней после уведомления налоговой службы предоставить кредиторам сведения о начале реорганизации.
  • Публикация информации о предстоящей реорганизации в Вестнике Государственной регистрации должна быть осуществлена 2 раза с промежутком в 1 месяц.
  • Акт о проведенной инвентаризации;
  • Бухгалтерская отчетность;
  • Сведений о задолженности как кредиторской, так и дебиторской.
  • отсутствие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • запрещенная деятельность;
  • нарушение законодательства и др.

Ликвидационная комиссия — это временный исполнительный орган ликвидируемой организаций, проводящий и контролирующий процесс ликвидации.

Ее образование строго предписано законом. В ее состав, как правило, входят представители учредителей и исполнительного звена предприятия.

После письменного подтверждения от работника, с ним можно досрочно прекратить трудовые отношения и выплатить все полагающиеся компенсации.

Принудительная реорганизация

Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

На основании анализа особенностей упомянутых видов реорганизации представляется возможным выделить следующие основные черты реорганизации.

Опираясь на исследования СВ. Мартышкина , представляется возможным дать следующее определение понятия реорганизации.

В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение .

О понятиях антимонопольного законодательства "монополистическая деятельность", "доминирующее положение" см. в гл. VII.

Глава 9

б) по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан (принудительная ликвидация).

2. Особенности формирования и деятельности комитета кредиторов устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Особенности деятельности ликвидационных комиссий добровольно ликвидируемых банков определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

4-1. Контроль за деятельностью ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемого банка осуществляет уполномоченный орган.

7. В случае недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов, банк подлежит принудительной ликвидации по основанию банкротства.

б) отзывом лицензий банка на проведение банковских операций по основаниям, предусмотренным банковским законодательством;

4. Решение о признании банка банкротом и его принудительной ликвидации суд направляет в уполномоченный орган.

4. Промежуточный ликвидационный баланс и реестр требований кредиторов ликвидируемого банка утверждается уполномоченным органом.

7. Ликвидационная комиссия представляет в суд согласованный с уполномоченным органом отчет о ликвидации и ликвидационный баланс.

Суд утверждает отчет о ликвидации и ликвидационный баланс и выносит определение о завершении ликвидационного производства.

Ликвидационная комиссия банка принимает меры для завершения дел банка и обеспечения расчетов с его кредиторами.

Статья 74-1. Особенности формирования ликвидационной, конкурсной массы при ликвидации банков

1. Требования кредиторов ликвидируемого банка, в том числе в связи с его банкротством, удовлетворяются в порядке, установленном настоящей статьей.

г-1) в пятую очередь осуществляются расчеты со страховыми организациями по имеющимся у них средствам на банковских счетах, открытых в ликвидируемом банке;

д) в шестую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

ж) в восьмую очередь удовлетворяются требования юридических лиц по имеющимся у них средствам на банковских счетах, открытых в ликвидируемом банке;

4. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Специальный управляющий (уполномоченные по управлению) банка обязан ежемесячно информировать суд и кредиторов банка о своей деятельности.

6. Отчет специального управляющего (уполномоченных по управлению) банка о завершении принудительной реорганизации банка утверждается судом.

8. Расходы, связанные с осуществлением принудительной реорганизации банка, производятся за счет его средств.

Статья 74-4 изложена в редакции Закона РК от 10.07.03 г. N 483-II (см. стар. ред.)

Статья 74-4. Контрольные полномочия уполномоченного органа в ликвидационном процессе банков

1) получать от ликвидационных комиссий отчеты о проделанной работе, а при необходимости и дополнительную информацию;

2) устанавливать форму, сроки и периодичность предоставления ликвидационными комиссиями отчетов и дополнительной информации;

Принудительная реорганизация

Представляет интерес причина, по которой норма о принудительном разделении была вклю­чена в российский Закон о конкуренции.

тельства большинства стран. Заметим, что ст. 1 За­кона о конкуренции в последней редакции уже не содержит упоминания о такой цели.

В объективную сторону включаются такие эле­менты, как противоправность деяния, вред и при­чинная связь между ними.

Деяние (действие или бездействие) субъекта антимонопольного регулирования противоправ­но, если нарушает нормы антимонопольного за­конодательства.

Монополистическая деятельность считается систематической, если в течение трех лет в ус­тановленном порядке выявлено более двух таких фактов.

Положение субъекта, обладающего долей на рынке определенного товара менее 35%, не может быть признано доминирующим.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о конкуренции для принудительной реорганизации доминирующе­го субъекта требуется совокупность следую­щих условий.

операционных систем и бизнеса приложений та­ким образом, чтобы это были две экономически самостоятельные, независимые единицы.

Реорганизация юридического лица

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Правопреемство при реорганизации юридического лица при реорганизации и ликвидации

При ликвидации юридического лица правопреемство – это передача прав, имущества и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому.

  • универсальное — переход правомочий и обязательств целым комплексом от одного лица другому;
  • сингулярное — переход единичных прав и обязанностей.

Допускает закон и смешение форм реорганизации. При этом одновременно действуют сразу несколько из вышеперечисленных правил.

Прежде, чем произойдёт госрегистрация реорганизации, пройдёт достаточно много времени, а значит, сведения, отражённые в передаточном акте, могут устареть

Протокол собрания учредителей реорганизуемых компаний — первый и основополагающий документ в процедуре реорганизации.

Поэтому уже в протоколе могут быть очерчены направления перехода имущества и других активов, процентное соотношение, доли участия в новых организациях.

Переход прав и обязательств от компании к компании целым комплексом — именно тот важнейший момент, что отличает реорганизацию от ликвидации.

Юридически единственным документом, подтверждающим переход прав при любой форме реорганизации, является передаточный акт.

И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц.

При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Ст.57-60 Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.

57 ГК РФ выделяет пять видов реорганизации (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение).

Присоединение — прекращение деятельности присоединяемого к уже существующему без создания новых юридических лиц.

Слияние — создание одного или нескольких юридических лиц с прекращением деятельности всех ранее существовавших

Выделение — создание одного или нескольких юридических лиц без прекращения деятельности реорганизуемого юридического лица.

В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласование или последующее уведомление Антимонопольного комитета.

В стоимость услуг не включена стоимость юридического адреса, согласования или уведомления антимонопольного органа и регистрация выпуска ценных бумаг.