ПРОБЛЕМЫ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ

ПРОБЛЕМЫ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ

Содержание настоящей статьи

проблемы с реорганизацией

Содержание

Проблемы реорганизации единственной школы в п.Маля Ивановка (А.Кувычко)


Правовые проблемы реорганизации компании

При присоединении компания приобретает все права и обязанности присоединяемых предприятий, которые прекращают свое существование (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Личный опыт
Виталий Виноградов, юрисконсульт по корпоративному управлению ЗАО «Комплексные энергетические системы» (Москва)

Личный опыт
Алексей Плещев, заместитель директора ОАО «Энергомашкорпорация» (Москва)

Личный опыт
Виталий Виноградов, юрисконсульт по корпоративному управлению ЗАО «Комплексные энергетические системы» (Москва)

Личный опыт
Виталий Виноградов, юрисконсульт по корпоративному управлению ЗАО «Комплексные энергетические системы» (Москва)

Личный опыт
Алексей Плещев, заместитель директора ОАО «Энергомашкорпорация» (Москва)

Личный опыт
Виталий Виноградов, юрисконсульт по корпоративному управлению ЗАО «Комплексные энергетические системы» (Москва)

Реорганизация предприятия

Чаще всего, предприниматели путем реорганизации расширяют бизнес и оптимизируют налоги.

Реорганизация в порядке правопреемства передает полномочия от одной организации к другой, как и имущественную массу.

В процессе выделения вместо одного юридического лица образуется новая организация или несколько предприятий.

Исключениями могут быть случаи с реорганизацией унитарных предприятий, некоммерческих корпораций, учреждений муниципального уровня.

Смена собственника организации не может служить основанием к окончанию трудовых отношений с другими работниками.

  • женщины с детьми-инвалидами;
  • мамы, находящиеся по уходу за ребенком;
  • одинокие матери и отцы, беременные сотрудницы.

В целях минимизации рисков, было бы неплохо обратиться к экспертам, обладающим правовые знаниями относительно проведения реорганизационных процедур.

В среднем процесс реорганизации занимает около 3 месяцев, но возможно ее проведение и в более короткие сроки.

Некоторые проблемы, возникающие при реорганизации органов государственной власти

Currently, the law makes no unified approach to the management of civil-legal relations arising in the reorganization of public authorities.

Между тем, наделение органов государственной власти статусом юридического лица вызывает массу споров в юридической литературе.

Аналогичной точки зрения придерживался Бараненков В.В. при обосновании необходимости статуса юридического лица для военных организаций [6].

В настоящее время министерства и ведомства по умолчанию признаются в форме государственного учреждения [7, 8].

Государственное или муниципальное учреждение, в свою очередь, может быть бюджетным или автономным учреждением.

—учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

Одной из распространённых форм реорганизации органов государственной власти—юридических лиц является преобразование.

4. Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. № 5.

15. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // СЗ РФ. 2004. № 7.

17. Ромашко Е.А. Формальное закрепление создания, реорганизации и ликвидации государственного органа со статусом юридического лица // Юрист. 2005. № 4.

18. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

Проблемы с реорганизацией

– слияние, когда из нескольких юридических лиц, прекращающих свою деятельность, образуется новое юридическое лицо;

– присоединение, когда к одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо, прекращающее свою деятельность, и в итоге остается одно;

– выделение, когда из одного юридического лица выделяется другое юридическое лицо, при этом оба далее ведут свою деятельность;

Рассмотрим, что понимается под сменой собственника имущества организации и изменением ее подведомственности.

– при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ);

Смена собственника имущества государственного учреждения – это, по сути, реорганизация в форме преобразования.

Примечание. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).

При этом нужно иметь в виду, что уведомить следует всех работников, в том числе находящихся в отпуске или на больничном.

Довольно часто при реорганизации учреждения (например при слиянии, разделении, выделении) происходит сокращение численности работников или штата.

Обратите внимание! Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется.

Обратите внимание! График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ).

3. Работникам должны сообщить о любой реорганизации в целях реализации ими права на увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

4. С работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, а также вносятся записи в их трудовые книжки о реорганизации учреждения.

5. Очередной ежегодный отпуск предоставляется работникам в реорганизованном учреждении согласно графику отпусков, утвержденному до реорганизации.

Квартал событий

Если руководство решается на реорганизацию, оно должно уведомить об этом своих кредиторов, причем в письменном виде.

Немаловажно и то, что исполнительный орган в процессе реорганизации обязан сообщить в налоговую службу о принятии решения.

Слияние — две или больше компаний сливаются в третье юридическое лицо, которое создается в результате реоргнаизации.

Преобразование — смена организационно-правовой формы, в данном случае правопреемником является вновь созданное юридическое лицо.

Этот этап начинается после внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что участвующие в реорганизации компании находятся в состоянии реорганизации.

Кроме того, каждая из участвующих фирм письменно уведомляет всех известных редиторов о своей реорганизации.

Итак, реорганизация- это преобразование организационной структуры компании при сохранении ее общего потенциала.

1. Слияние. Объединение двух или нескольких компаний в одну. Компания А+Компания В=Компания С.

Реорганизация юридического лица (в форме присоединения, выделения и преобразования) пошаговая инструкция по ликвидации предприятия: документы и особенности процедуры

Преобразование представляет собой процесс реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы компании.

При разделении вместо организации образуется несколько дочерних, которые полностью перенимают права и обязанности материнской компании.

При присоединении организация становится правопреемником одной или нескольких других, деятельность которых прекращается.

Слияние представляет собой образование новой организации на базе нескольких, существование которых прекращается.

Этап 3. Когда решение о присоединении принято, следует уведомить о начале этого процесса органы, занимающиеся государственной регистрацией.

Реорганизация зачастую выступает наилучшим, а иногда и единственно возможным способом для юридических лиц решить свои проблемы.

Основное их отличие заключается в том, кто выступает инициатором процедуры реорганизации.

Для акционерных обществ (АО) количество участников собрания, проголосовавших за реорганизацию должно быть не меньше 75% .

  • акт, подтверждающий проведение инвентаризации в компании;
  • информация о дебиторской, а также кредиторской задолженности;
  • бухгалтерская отчетность.

После подачи пакета документов в государственные органы начинается их регистрация. Эта процедура длится 3 (три) рабочих дня.

В целом реорганизация может занять 2-3 месяца. Срок, к которому требуется закончить процедуру, устанавливается в решении о реорганизации.

Например, бенефициарный владелец юридического лица решил, что вести бизнес на данном этапе нерентабельно и закрыть юридическое лица одно из верных решений.

Как уже говорилось ранее, в зависимости от типа ликвидации решение о ее проведении может быть принято органами управления юридического лица либо судом.

В состав ликвидационная комиссии могут входить представители собственников организации и его исполнительного органа .

В рамках уведомления о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган направляется информация о составе ликвидационной комиссии.

Органом, который осуществляет принятие предварительного баланса в ходе ликвидации, является совместное собрание собственников .

Далее следует проводить ликвидацию, опираясь на закон о несостоятельности или банкротстве. Более подробно про банкротство юридических лиц мы уже писали в прошлом выпуске.

При этом переход на следующий этап происходит только после окончательного гашения задолженности предыдущей очереди .

Если в компании имеются командированные сотрудники, их следует отозвать и уведомить о предстоящем увольнении в дату, когда они вернутся на рабочее место.

Тех сотрудников, которые отсутствуют на работе по причине отпуска или больничного , уведомить можно, используя заказное письмо или услуги курьера.

  • в подтверждение ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении;
  • на приказе;
  • на расписке, подтверждающей получение трудовой книжки.

При ликвидации же компании принцип невозможности уволить льготные категории сотрудников не действует .

Важно соблюсти все этапы процедуры, а также необходимые сроки. Это обезопасит кадровиков в случае обращения в суд сотрудника организации.

Правильный выбор формы для реорганизации на этом этапе позволит в дальнейшем вести бизнес наиболее эффективно .

Реорганизация юридических лиц по законодательству Российской Федерации: проблемы теории и практики тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат юридических наук Аксёнова, Елена Валерьевна

Действующее гражданское законодательство не определяет, что такое реорганизация юридического лица, определяя лишь формы реорганизации.

В настоящее время не только не выработано понятие реорганизации юридических лиц, но нет даже единого направления для определения данного понятия.

– исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать собственное определение понятия « реорганизация юридического лица »;

– научно обосновать правовое значение процесса реорганизации в соотношении с жизненным циклом юридического лица;

7. В законодательстве отсутствуют нормы об основаниях признания реорганизации юридических лиц недействительной .

подходов к разрешению споров, связанных с реализацией правовых норм в процессе реорганизации различных видов.

существенно повысит гарантии прав кредиторов и иных третьих лиц, права которых оказываются затронуты в процессе реорганизации.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002г. №138 ФЗ// Российская газета.20.11.2002.№ 220.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ// Российская газета. 06.08.1998. № 148-149.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Российская газета. 10.08.2000.№ 153-154.

10. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 27.12.1990.№ 30 ст. 416

12.3акон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР.-18.07.1991. №29. ст. 1005.

15.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" //Российская газета. 05.08.1997.

17.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-Ф3 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального

19.Федеральный закон от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» //Российская газета. № 137. 22.07.1998.

20.Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества’7/Российская газета. 26.01. 2002. № 16.

21.Федеральный закон от 27.09.2002г. №127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) » // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. ст. 4190.

6. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев A.B. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М. 2000. С.61.

14. Венедиктов A.B. Государственные юридические лица в СССР // Советское государство и право, 1940, №10. С. 62-87.

38. Дювернуа H.JI. Чтения по гражданскому праву. Том первый. Выпуск1. Введение и Часть Общая. 4-е изд. – СПб., Типография М.М. Стасюлевича ,

40. Зом. Р. Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права. Выпуск П. изд. Барковского Г.А. СПб., 1910.

57. Кох У.,Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение . М.,2001.

58. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части второй (постатейный)ЯТод ред. О.Н.Садикова. М.1998.

62. Комментарий к Федеральному закону « О несостоятельности (банкротстве) » / Под ред. В.В. Залесского , М. Ю. Тихомирова. – М., 2003. – 617 с.

91. Шапкина Г.С. Арбитражно-судебная практика применения Федерального закона « Об акционерных обществах ». М.1997.

96. Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. № 3.

97. Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ // Законодательство. 2004. № 10.

99. Бараненков В.В. Понятие юридического лица в современном гражданском праве России // Государство и право, 2003, №11. С. 53 – 59.

102. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о недвижимом имуществе//Хозяйство и право. 2003.№ 6, С.3-19.

103. Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ. Дисс. К.ю.н. М.1993.

105. Дуканов С. Аннулирование государственной регистрации как основание для ликвидации юридического лица // Хозяйство и право, 2002, №7. С. 125127.

107. Заьсупень T.B. Перспективы развития законодательства о государственной регистрации юридических лиц // Журнал российского права, 2000, №7. -с. 37-42.

109. Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право, 2004, №1. – С. 55-74.

121. Овсянников К. Правовая природа государственной регистрации юридического лица // Российская юстиция , 2000, №4. — С. 21-22.

122. Рахмилович В.А. О так называемом субстрате юридического лица// Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.29.М., 1984.

124. Скловский К.И. О влиянии процедуры государственной регистрации на частные отношения // Хозяйство и право, 2001, №8. – С. 123-128.

128. Сенчищев В.И.Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним//Журнал российского права. 1999. № 12.С.111-119.

129. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц// Законодательство. 2000. № 1.;

Плюсы и – минусы избавления от – налоговых проблем с – помощью реорганизации

На чем основано использование реорганизации в форме слияния и присоединения как способа альтернативной ликвидации

3.Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации, внесение об этом записи в ЕГРЮЛ.

4) После реорганизации и прекращения деятельности юридического лица провести проверку невозможно, поскольку отсутствует проверяемый субъект.

На практике есть случаи, когда налоговый орган приглашает к себе и без проведения проверки пытается выяснить цель реорганизации.

Категория минусов, которые можно назвать «теоретические основания для судебного оспаривания процедуры».

«Кассационная инстанция, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, отмечает также следующее.

Надо ли сдавать отчетность в налоговые органы после того, как предприятие приняло решение о реорганизации?

На основании каких статей законодательства я могу сделать вывод о том, что все права и обязанности переходят к правопреемнику?

Как оценить риски и принять правильное решение, о том, воспользоваться или нет таким способом.

Реорганизация юридических лиц, проблемы защиты прав кредиторов

проанализировать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие реорганизацию хозяйственных обществ;

исследовать эволюцию российского законодательства, регулирующего имущественно-правовые последствия реорганизации хозяйственных обществ;

выявить способы защиты интересов лиц, которые вовлечены в процедуры реорганизации хозяйственных обществ;

все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника.

возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Особенности реорганизаций отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах.

по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Решение (предписание) антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Таким образом, новые правила направлены на усиление юридической защиты прав кредиторов реорганизуемых акционерных обществ.

б) общее собрание выносит решение о проведении реорганизации, об утверждении условий договора о реорганизации и передаточного акта;

Действительно, с момента утверждения передаточного акта или разделительного баланса до передачи прав и обязанностей может пройти достаточно времени.

При разделении и выделении обществ процедура реорганизации имеет общие особенности, отражающие суть происходящего в этих случаях процесса.

г) установление действительности обязательств, права и обязанности по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.

20. Абакшин А. Права акционеров при реорганизации акционерного общества в форме выделения [Текст] // Право и экономика. – 2005. – №4. – С.71.

21. Архипов Б.П. Реорганизационные договоры о слиянии и поглощении акционерных обществ [Текст] // Законодательство. – 2002. – №10. – С.61.

22. Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества [Текст] // Законодательство. – 2002. – №3. – С.90.

32. Грибков А. Реорганизация акционерного общества путем слияния [Текст] // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2003. – №6. – С.49.

38. Жданов Д.В. Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ [Текст] // Законодательство. – 1998. – №11. – С.31.

40. Захарова З., Минакова С. Ответственность за нарушение законодательства в ходе реорганизации [Текст] // Корпоративный юрист. – 2008. – № 11. – С.12.

46. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ [Текст] // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. – 2005. – №3. – С.45.

47. Ламсков Д.С. Защита прав кредитора при реорганизации акционерного общества [Текст] // Юрист. – 2008. – № 6. – С.34.

60. Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц [Текст] // Законодательство. – 2000. – №1. – С.13.

61. Чубаров С.А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц [Текст] // Законодательство. – 2009. – №7. – С.61.

67. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2007 г. №А55-1890/2007-3262/2000-11 [Текст] // Вестник ВАС РФ. 2008. №8. С.13.

Реорганизация как альтернатива ликвидации

К.C. Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы Юридических и Аудиторских компаний «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»

Процедура снятия с налогового уче­та при реорганизации регламентирова­на приказом ФНС России от 30.11.2004 № САЭ-3-09/141@.

Шаг 8. Составление акта приема-передачи документов (может быть оформлен датой получения свидетельства о прекращении деятельности реорганизуемого лица).

Еще один минус реорганизации со­стоит в том, что налоговый орган мо­жет оспорить целесообразность про­цедуры реорганизации в судебном по­рядке.

Полномочия директора (участника, акционера) прекращаются с даты получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Надо ли сдавать отчетность в налоговые органы после того, как предприятие приняло решение о реорганизации?

Да, реорганизуемому предприятию надо сдавать отчетность до момента получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Да, предприятие вправе вести деятельность вплоть до получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Участие директора требуется только в процедуре реорганизации в форме присоединения для заверения формы № 16003 у нотариуса.

На основании каких статей законодательства я могу сделать вывод о том, что все права и обязанности переходят к правопреемнику?

До реорганизации следует оформить договоры уступки права требования задолженности другому предприятию.