РЕОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА

РЕОРГАНИЗАЦИЯ БАНКА

Содержание настоящей статьи

реорганизация банка

Формы реорганизации коммерческого банка

— вхождение в те или иные банковские группы, холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. структуры и выход из них;

— изменение существующих бизнес-процессов, технологического уклада обслуживания клиентов, менеджмента в целом.

• с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу;

• с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к вновь возникшим вместо него двум или более банкам;

ü недостаток знаний об объекте поглощения, о степени со­вместимости и взаимодополняемости объединяющихся банков;

В конечном счете, всё можно свести к одной общей причине — низкому качеству внутреннего управления банком.

® отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

® новации долга, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

ü продажу активов, не приносящих дохода, и активов, продажа которых не помешает выполнению банковских операций;

Ликвидация коммерческого банка связана с отзывом (или аннулированием) лицензии на осуществление банковских операций.

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (на основании решения ее учредителей) либо принудительно (по инициативе Банка России).

Порядок реорганизации банков

Слияние – создание новой КО с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких КО и прекращением деятельности последних.

Присоединение – прекращение деятельности одной или нескольких КО с передачей всех их прав и обязанностей другой КО.

Выделение – создание одной или нескольких КО с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизуемой КО без прекращения деятельности последней.

— установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;

4. Какой минимальный размер уставного капитала установлен для вновь создающихся небанковских кредитных организаций?

— Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. №17 «О составлении финансовой отчетности» (с изменениями на 12.04.2002 г.).

При оформлении банковских операций необходимо обеспечить контроль за законностью операций и сохранностью средств.

Если документ требует дополнительной проверки, то он передает его контролеру, после чего операция исполняется.

1) формирование детальной, достоверной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении;

Положение Банка России от 29 августа 2012 г

положения о филиалах «Кредитной организации» (в двух экземплярах), открываемых на основе реорганизуемых кредитных организаций и их филиалов;

сообщение о присвоении порядковых номеров филиалам «Кредитной организации», открытым на основе реорганизованных кредитных организаций и их филиалов.

«Кредитная организация» вправе начать осуществление банковских операций с момента получения документов, указанных в пункте 3.5 настоящего Положения.

присваивает порядковые номера филиалам «Кредитной организации», открытым на основе присоединенных кредитных организаций и их филиалов;

сообщение о присвоении порядковых номеров филиалам «Кредитной организации», открытым на основе присоединенных кредитных организаций и их филиалов.

требования к размеру собственных средств (капитала), если «Кредитная организация» ходатайствует о выдаче ей Генеральной лицензии;

5.1. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Урегулированы особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.

Присоединение банка и слияние банков: процедуры и проблемы

• Положении «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» от 4 июня 2003 г. № 230-П.

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.

3. Документы, необходимые для регистрации нового банка, представляются в ТУ ЦБ, как правило, в течение одного месяца со дня принятия решения о реоргани-

В Положении ЦБ № 230 обозначены следующие основные этапы и процедуры реорганизации (присоединения или слияния) банков.

4. Каждый из банков не позднее 20 календарных дней после проведения общего собрания участников, на котором принято решение о реорганизации, направляет

Далее следуют завершающие регистрационные процедуры, которые в принципе не могут занять много времени.

Составленный ранее план может оказаться недостаточным. В этом случае рекомендуется предпринять по меньшей мере еще два шага.

Скорейшее обнародование новой структуры управления гарантирует четкие отношения. Договариваться относительно персонального состава руководства, если

это не было сделано в ходе предварительных переговоров, нужно быстро, в идеальном случае — в течение месяца.

По всем названным цричинам присоединения и слияния банков следует рассматривать как весьма рискованные операции.

Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодателя

3) Об определении представителей Банка 1, уполномоченных на подписание договора о присоединении и передаточного акта Банка 2;

4) Об определении представителей Банка 2, уполномоченных на подписание Договора о присоединении и Передаточного акта Банка 2;

— порядок конвертации акций каждого банка, участвующего в слиянии, в акции создаваемого банка и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких банков;

— указание о количестве членов Совета директоров создаваемого банка, избираемых каждым банком, участвующим в слиянии;

— иные данные о членах ревизионной комиссии, членах правления и единоличном исполнительном органе создаваемого банка;

количество членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 1, = 7 ґ 1/3 = 2,3 и округляется до 2;

количество Членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 2, = 7 ґ 2/3 = 4,6 и округляется до 5.

4. Реализация отдельных неоднозначно трактуемых норм Закона при слиянии банков будет оспорена в судах;

Положение Центрального банка РФ от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организации в форме слияния и присоединения»;

Реорганизация и ликвидация банков

договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок обмена акций (долей) каждого банка на акции (доли) нового банка;

сведения о кандидатурах на должности руководителя(ей) исполнительного(ых) органа(ов) и главного бухгалтера.

В случае реорганизации банки обязаны уведомить об этом своих кредиторов, которые, в свою очередь, могут правомерно потребовать произвести с ними расчет.

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

в пятую очередь возвращаются вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начисленные по ним проценты;

в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;

7. Определите основные направления государственного регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций?

Реорганизация банка

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

б) в связи с неплатежеспособностью коммерческого банка и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

Расходы, связанные с осуществлением принудительной реорганизации банка, производятся за счет его средств.

Среди привлеченных средств по способу их аккумуляции выделяют депозиты и прочие привлеченные средства.

Однако не все элементы собственного капитала в одинаковой степени обладают такими защитными свойствами.

— уставный капитал акционерного коммерческого банка в части обыкновенных акций, а также акций, не относящихся к кумулятивным;

В состав основного капитала включаются фонды, использование которых не уменьшает величины имущества банка.

Может быть включена в состав дополнительного капитала прибыль прошлого года до аудиторского подтверждения.

Активы банка составляют 500 млн. руб., объем обязательств превышают размер капитала в пять раз. Определите, каким должен быть размер капитала банка.

Анализ состояния капитала рассматривается во взаимосвязи с анализом показателя, характеризующего достаточность капитала (Н1).

Рассчитанные данные показывают, что размер капитала банка при заданных условиях должен составлять 250 млн. руб.

Реорганизация банка

Реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его владельцев или принудительно по решению Национального банка Украины.

Порядок осуществления принудительной реорганизации банков устанавливается настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Банк считается реорганизованным с момента внесения Национальным банком Украины изменений в Государственный реестр банков.

Соглашение о слиянии или присоединении заключается банками, которые реорганизуются путем слияния или присоединения, в письменной форме.

Запрещается использовать для формирования капитала банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение.

Наличие убытков в банке не является препятствием для объявления подписки на акции или паи банка и увеличения уставного капитала банка.

Капитал банка не может быть меньше суммы минимального размера уставного капитала, определенного статьей 31 настоящего Закона.

Банки обязаны формировать резервный фонд на покрытие непредвиденных убытков по всем статьям активов и внебалансовым обязательствам.

Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка.

В пределах своей компетенции правление (совет директоров) действует от имени банка, подотчетно общему собранию участников и наблюдательному совету банка.

Правление (совет директоров) банка действует на основании положения, утверждаемого общим собранием участников или наблюдательным советом банка.

Председатель правления (совета директоров) банка руководит работой исполнительного органа и имеет право представлять банк без поручения.

Ревизионная комиссия имеет право привлекать к ревизиям и проверкам внешних и внутренних экспертов и аудиторов.

Председатель правления (совета директоров) и главный бухгалтер вступают в должность после дачи письменного согласия на это Национальным банком Украины.

Председатель правления (совета директоров) банка и главный бухгалтер должны иметь предыдущий опыт руководящей работы в банках.

Национальный банк Украины имеет право определить перечень другой информации, являющейся важной для целей банковского надзора.

Коммерческие банки самостоятельно устанавливают процентные ставки и комиссионное вознаграждение по своим операциям.

Как кредитные в настоящей статье рассматриваются операции, указанные в пункте 3 части первой и в пунктах 3-7 части второй статьи 47 настоящего Закона.

Банк обязан иметь подразделение, функциями которого является предоставление кредитов и управление операциями, связанными с кредитованием.

Порядок информирования об осуществлении инвестиции, указанной в части третьей настоящей статьи, устанавливает Национальный банк Украины.

Требования второй и шестой частей настоящей статьи не распространяются на деятельность инвестиционных банков.

Банковские расчеты производятся в наличной и безналичной формах согласно правилам, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.

Национальный банк Украины может своим распоряжением вводить ограничения на сумму сделок со связанными лицами.

Банку запрещается устанавливать процентные ставки и комиссионные вознаграждения на уровне ниже себестоимости банковских услуг в этом банке.

Банку запрещается совершать какие-либо действия по внедрению в своей практике недобросовестной конкуренции.

Банкам запрещается распространение рекламы в любой форме, содержащей неправдивую информацию об их деятельности в сфере банковских услуг.

Национальный банк Украины имеет право применить меры воздействия к банкам и иным лицам, которые нарушают требования настоящей статьи.

Банк обязан прилагать максимальные усилия для избежания конфликта интересов работников банка и клиентов, а также конфликта интересов клиентов банка.

Вклады физических лиц коммерческих банков гарантируются в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Освобождение имущества из-под ареста осуществляется по постановлению органа, принявшего решение о наложении ареста, или по решению суда.

Запрещается налагать арест на корреспондентские счета банка или приостанавливать операции по этим счетам.

Операции по счетам могут быть возобновлены органом, принявшим решение об их приостановлении, или по решению суда.

Информация о банках или клиентах, собираемая при проведении банковского надзора, составляет банковскую тайну.

Банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

клиентов, которые совершают операции с денежной наличностью без открытия счета на сумму, превышающую эквивалент 50000 гривень;

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины может пользоваться услугами других учреждений по отдельным соглашениям.

для проверки лицензии учреждения на право ведения деятельности; для проверки права на осуществление банковской деятельности.

Национальный банк Украины имеет право в отдельных случаях требовать представления разовой и временной отчетности.

Каждый банк является объектом проверки на месте инспекторами Национального банка Украины или аудиторами, назначенными Национальным банком Украины.

Решение Национального банка Украины о назначении временной администрации является исполнительным документом.

– владельцев существенного участия налагаются в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Национальный банк Украины обязан назначить временную администрацию в случае существенной угрозы платежеспособности банка.

Временная администрация приступает к исполнению своих обязанностей немедленно после принятия решения о ее назначении.

Национальный банк Украины имеет право продлевать действие временной администрации для системообразующих банков на срок до одного года.

Оплата труда временного администратора и привлеченных им специалистов осуществляется за счет банка, в который его назначили.

Дополнительное вознаграждение временному администратору и специалистам может устанавливаться в пределах сметы с согласия Национального банка Украины.

Национальный банк Украины перед назначением временного администратора обязан убедиться в том, что конфликт интересов отсутствует.

В течение одного месяца со дня назначения временный администратор обязан провести инвентаризацию банковских активов и пассивов и составить баланс.

В течение одного месяца со дня назначения временный администратор представляет Национальному банку Украины предварительный письменный отчет.

Национальный банк Украины имеет право вносить дополнения в план временного администратора до и во время его выполнения.

1) по инициативе собственников банка; 2) по инициативе Национального банка Украины (в том числе по заявлению кредиторов).

Орган, инициировавший решение о ликвидации, назначает ликвидатора. Ликвидатор приступает к исполнению обязанностей незамедлительно после отзыва лицензии.

Не разрешается опубликование или разглашение иным образом сведений о неплатежеспособности банка до дня принятия решения о его ликвидации.

Запрещается назначать ликвидатором банка физическое или юридическое лицо, выполнявшее функции временного администратора в этом банка.

Ликвидатор прекращает прием требований кредиторов по окончании одного месяца со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры.

Эти ценности переходят в распоряжение Национального банка Украины для возвращения законным владельцам.

Требования, заявленные после окончания срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и считаются погашенными.

Решение о назначении временного администратора или ликвидатора могут быть обжалованы в суде при отсутствии оснований, определенных настоящим Законом.

Реорганизация и порядок прекращения деятельности банка

• присоединение банка возможно только к другому банку; к банку же может присоединиться не только банк, но и небанков­ская кредитно-финансовая организация;

Централи­зация —I (банковского Укрупнение банка, сопровождающееся перехо- (-.j капитала дом к нему прав и обязанностей присоединяв- I мого банка (банков)

Появление наряду с реорганизуемым банком нового банка (банков) с передачей ему части прав и обязанностей прежнего банка

Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законода­тельством.

ка или неуплата им обязательных платежей в течение трех и бо­лее дней со дня наступления даты их исполнения;

ций банка. Это ходатайство должно содержать рекомендации по формам, характеру и срокам применения таких мер.

• имеются основания для отзыва у банка лицензии на осу­ществление банковских операций или иные причины, пред­усмотренные действующим законодательством.

Национальный банк в период деятельности временной ад­министрации может либо ограничить, либо приостановить пол­номочия исполнительных органов банка.

тенных сделках банка в отчетном периоде; о проведенных ме­роприятиях плана улучшения финансового состояния банка и иная информация.

. решению Национального банка после выполнения постав­ленных задач по улучшению финансового положения банка 1 ;

Сообщение о прекращении деятельности временной адми­нистрации публикуется Национальным банком Республики Бе­ларусь в его официальном издании.

• нарушает один из обязательных нормативов вследствие абсолютного снижения его собственного капитала ниясе уров­ня, установленного законодательством;

п]Ц, определенных действующим законодательством. ‘Права этих лиц защищаются организацией, гарантирующей возврат бан­ковских вкладов веселению.

Хозяйственный суд может возбудить дело о банкротстве только после отзыва у банка лицензии на осуществление бан­ковских операций.

‘ Заявление о банкротстве возвращается и в случае, если хозяйственный суд в Установленные сроки не получил заключения Национального байка.

процессе конкурсного производства производятся выплаты кредиторам в очередности, установленной законодательством.

2. Каким образом осуществляется государственная регист­рация создаваемого банка и изменений (дополнений) в учреди­тельные документы банка?

5. Как осуществляется расширение лицензионных полномо­чий банка и их ограничение по решению Национального банка?

9. Какие меры по предупреждению банкротства банка могут быть приняты в случае его экономической несостоятельности? Кто их может принять?

• продажи или погашения в краткосрочном периоде (до 1 года) и получения дохода в результате краткосрочных колеба­ний их цен;

Реорганизация коммерческих банков понятие, критерии, формы и проблемы

• начиная с третьего года деятельности по итогам отчетного месяца допустил уменьшение значения собственного капитала ниже зарегистрированного размера УК.

В-пятых, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.

• имеется хотя бы один не устраненный факт нарушений правил ведения бухгалтерского учета и/или представления недостоверной отчетности;

• не выполняют нормативов достаточности собственного капитала (при этом значение показателя HI не ниже 5%) и/или мгновенной (Н2) и/или текущей (НЗ) ликвидности;

б) процедура формально связана с внесением изменений и дополнений в устав присоединяющего банка и регистрацией этих изменений Банком России.

требования ЦБ РФ по минимальному размеру уставного капитала, применяемые в отношении вновь создаваемой кредитной организации;

требования о получении предварительного согласия ЦБ РФ на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации;

две копии опубликованного в печати баланса преобразуемой кредитной организации с указанием наименования печатного органа, номера и даты публикации;