РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Содержание настоящей статьи

реорганизация грузовых перевозок

ГП «Донецкая железная дорога» получила лицензию. 06.10.2017, \


Структурная реформа железнодорожного транспорта

Начиная с 1998 г. в стране восстанавливается спрос на перевозки, в то же время нарастает износ основных фондов.

Российские железные дороги занимают особое место в этом ряду. Среди отличий можно назвать их роль в национальной транспортной системе, географические особенности, размер сети и т.д.

♦ «европейская модель» — единая инфраструктура отделена от перевозчиков, конкурирующих за право доступа к инфраструктуре;

♦ «унитарная модель» — железные дороги являются государственной монополией (в результате реформ чаще преобразуются в одну из двух вышеуказанных моделей).

Естественная монополия — это состояние рынка товаров (услуг), при котором общие издержки производства будут меньше, если на рынке работает один хозяин.

По инициативе правительства РФ была разработана «Концепция развития структурной реформы федерального железнодорожного транспорта».

♦ сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

♦ поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, внутрироссийских — за счет импортных;

♦ дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

♦ недопустимость слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

♦ осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

♦ повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение их социальных гарантий.

первый (2001—2002 гг.) — является нормативно-законодательным для проведения основных преобразований на последующих этапах;

второй (2003—2005 гг.) — проводятся структурные преобразования, создающие условия для достижения основных целей реформы;

♦ станет прозрачным механизм перекрестного субсидирования, что послужит основой для принятия решений относительно убыточных видов деятельности;

♦ будут обеспечиваться перевозки для государственных нужд за счет принадлежащей владельцу инфраструктуры части вагонного парка.

На этом этапе реформы будет реорганизовано управление отдельными видами деятельности внутри компании.

К концу 2005 г. на базе имущества ФПК будет сформировано дочернее общество — компания, занимающаяся управлением пассажирскими перевозками.

Целью третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Предусматривается оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний.

Формируются условия для создания вне системы ОАО «РЖД» частных пассажирских компаний на всех направлениях пассажирских перевозок.

Увеличивается количество компаний, участвующих в пригородных перевозках и принадлежащих частично или полностью субъектам РФ либо муниципальным властям.

Проводится продажа частным лицам акций акционерных обществ, отвечающих за ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта.

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384
"О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте"

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 600 в подпункт "а" пункта 5 настоящего постановления внесены изменения

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 811 подпункт "ж" пункта 5 настоящего постановления изложен в новой редакции

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 811 пункт 7 настоящего постановления изложен в новой редакции

а) принимать в пределах своей компетенции меры по решению задач, предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте;

б) провести реструктуризацию задолженности предприятий федерального железнодорожного транспорта в бюджеты субъектов Российской Федерации;

в) обеспечить полную компенсацию убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении на федеральном железнодорожном транспорте.

Программа
структурной реформы на железнодорожном транспорте
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384)

См. Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. N 877-р

система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна, изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;

отсутствует дифференцированный подход к регулированию естественно-монопольных, конкурентных и потенциально конкурентных видов деятельности;

отсутствует согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий;

регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует;

сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских за счет грузовых, внутрироссийских за счет экспортно-импортных перевозок;

дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров;

недопустимость слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;

обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;

осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;

повышение материальной заинтересованности работников железнодорожного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.

станет прозрачным механизм перекрестного субсидирования, что создаст основу для принятия решений относительно убыточных видов деятельности;

Интеграция инфраструктуры и части грузовых перевозок. Сохранение государственного регулирования и контроля над инфраструктурой

будет повышен уровень конкуренции в грузовых перевозках, стимулирующий рост их эффективности и качества;

разработаны и протестированы технические стандарты и правила технологической координации деятельности перевозчиков и владельца инфраструктуры;

сведение к минимуму возможностей роста трансакционных издержек, сопровождающих изменение структуры управления;

Сфера деятельности, функции и имущественный комплекс открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

5) эксплуатация парка пассажирских вагонов локомотивной тяги и осуществление дальних пассажирских перевозок;

12) эксплуатация объектов социальной сферы, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта;

17) разработка проектов единых технических и технологических правил и требований к перевозочному процессу;

18) проведение мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций;

24) выработка мер по защите объектов, работников и пассажиров железнодорожного транспорта от террористических проявлений;

26) другие функции и виды деятельности, направленные на обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта.

2) локомотивный парк Министерства путей сообщения Российской Федерации, локомотивные депо, пункты технического обслуживания локомотивов;

3) грузовой вагонный парк Министерства путей сообщения Российской Федерации, вагонные депо, пункты технического обслуживания грузовых вагонов;

5) моторвагонный парк пригородного сообщения, моторвагонные пассажирские депо, пункты технического обслуживания моторвагонного подвижного состава;

а) предприятие не является единственным поставщиком товаров и услуг для системы федерального железнодорожного транспорта;

б) предприятие имеет стабильный рынок сбыта своей продукции помимо федерального железнодорожного транспорта;

г) немедленное выделение предприятия не приведет к существенному росту трансакционных издержек для системы железнодорожного транспорта в целом.

1) закрепление 100 процентов акций в государственной собственности с последующей их передачей единому хозяйствующему субъекту;

2) вывод предприятий из структуры федерального железнодорожного транспорта с реализацией акций в установленном законодательством порядке;

Конкретный способ приватизации каждого такого предприятия будет определен комиссией по приватизации в порядке, установленном законодательством.

3) лицензирование, сертификация и стандартизация на железнодорожном транспорте в пределах своих полномочий;

8) регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;

подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;

организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.

введение механизма индексации тарифов на железнодорожные перевозки в условиях изменения макроэкономических показателей;

разработку порядка и условий приватизации предприятий и имущества федерального железнодорожного транспорта;

Будет сформировано открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и его имущественный комплекс.

Осуществляется отделение функции сбора денежных средств за перевозки от функции перевозки и от функции отражения операций в бухгалтерском учете.

Организационно-правовое обособление самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности

эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования;

упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта;

Одновременно с решением об учреждении акционерных обществ, созданных на втором этапе, принимается решение о сроках и способах продажи акций этих обществ.

На некоторых выделенных направлениях региональные компании (акционерные общества) могут эксплуатировать собственные локомотивы.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 600 в подраздел "Третий этап реформы (2006 – 2010 годы)" раздела II настоящей Программы внесены изменения

Целью третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия (франшиз);

оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний.

обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационной готовности железнодорожного транспорта;

обеспечение равноправного доступа к продукции (работам, услугам) естественно-монопольного и временно-монопольного (потенциально-конкурентного) секторов;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

установления правил доступа к продукции (работам, услугам) естественно-монопольного сектора, в том числе правил заключения и выполнения договоров;

определения перечня хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги естественно-монопольных видов деятельности, подлежащих лицензированию;

использования судебных процедур по фактам нарушений законодательства о естественных монополиях и т. п.

К сектору межтранспортной конкуренции могут быть отнесены грузовые и пассажирские перевозки при наличии альтернативной транспортной инфраструктуры.

обеспечение суммарных доходов хозяйствующих субъектов, достаточных для формирования справедливой прибыли;

макроэкономические параметры (индексы цен промышленного производства, индексы цен на потребляемые железнодорожной отраслью ресурсы и др.);

создание механизма, обеспечивающего получение вознаграждения сотрудниками в строгой зависимости от реальных результатов их труда;

осуществление перехода от отраслевой единой тарифной сетки к отдельным системам оплаты труда для руководителей, специалистов, служащих и рабочих;

совершенствование системы аттестации руководителей и специалистов отрасли, повышающей объективность и точность результатов аттестации;

сохранение в течение определенного времени за высвобождаемыми работниками и членами их семей социальных льгот;

предоставление высвобождаемым работникам возможности переобучения в образовательных учреждениях системы переподготовки кадров.

продолжить вывод объектов социальной сферы за пределы железнодорожного транспорта в случае финансово-экономической целесообразности такого вывода;

Предусматривается продолжение вывода из состава предприятий железнодорожного транспорта жилья и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Предусматривается сохранение общедоступной сети предприятий торговли и общественного питания, при условии если их деятельность не приносит убытков.

развития взаимодействия и координации в транспортном секторе при выполнении перевозок в смешанном сообщении;

сокращения экономически обоснованных сфер монопольной деятельности различных видов транспорта в различных сегментах.

III. План первоочередных мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 – 2002 годы

Правовое регулирование железнодорожных перевозок грузов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

При этом на всех этапах преобразований будет в полной мере обеспечена социальная защищенность работников железнодорожного транспорта.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

1. Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов.

2. Предмет договора – деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

2. Правомерны ли действия администрации? Влияет ли время болезни на срок предупреждения об увольнении по собственному желанию?

3. Как в данном случае вправе поступить Кочнев, и какие претензии он может предъявить к администрации предприятия?

4. Хаскельберг Б.Л. Ответственность за нарушения плана и договора железнодорожной перевозки грузов. – Томск, 2001.