РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Содержание настоящей статьи

о реорганизации государственных образовательных организаций

Оптимизация или ликвидация?


Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений

– создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;

– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

– сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;

– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

– получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения (ф. 0504805).

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

– получатель средств бюджета (далее – получатель средств) наделяется полномочиями распорядителя средств бюджета;

– получатель средств передается в подчинение от одного другому вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.

Порядок оформления расходных расписаний описан в письме Казначейства России от 26 мая 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-130.

Пример 1. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании дебиторской задолженности, не реальной ко взысканию.

Пример 2. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании просроченной кредиторской задолженности.

– на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) переданы остатки горюче-смазочных материалов по Извещению N 2 – 100 000 руб.

Пример 7. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства территориальному органу Росимущества.

Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).

Пример 9. После передачи нефинансовых активов внутри ведомства учреждение закрывает расчеты по данной операции.

– на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 4) – 100 000 руб.

Пример 10. После передачи нефинансовых активов другому федеральному министерству учреждение закрывает расчеты по данной операции.

– на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 7) – 400 000 руб.

– Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

– Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

– главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;

– Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), формируемые в порядке, предусмотренном п. 151 Инструкции N 72н;

– Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), формируемые в порядке, предусмотренном п. 154 Инструкции N 72н.

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Порядок ликвидации бюджетных учреждений

  • Причины упразднения организации;
  • Сроки, в течение которых кредиторы имеют право на предъявление претензий;
  • План действий по осуществлению закрытия.

Полномочия председателя регулируются законом. Обычно комиссия включает в себя ключевых лиц, которые работали в бюджетной организации.

  • Закрытие имеющихся лицевых счетов;
  • Проведение расчётов с кредиторами и дебиторами;
  • Списание оставшихся средств на счёт казначейства.

Если имеется дебиторский или кредиторский долг, он может быть списан по приказу главного распорядителя.

  • Решение главного распорядителя;
  • Итоги осуществлённой инвентаризации;
  • Решение сформированной комиссии.

После того, как баланс составлен, он должен быть утверждён лицом, которое распоряжается бюджетной финансовой составляющей.

Только после этого может быть проведена ликвидация документов. Такой порядок определён законодательно.

Процедура ликвидации позволяет предотвратить неэффективное использование средств из бюджета, направить их в область, которая больше нуждается в деньгах.

Порядок ликвидации учреждения

В период экономического кризиса возрастают риски ликвидации учреждений разных типов, от частных до государственных.

Именно поэтому в государстве действует определенный порядок закрытия компаний, который четко определен нормативно-правовыми актами.

Постановление о закрытии убыточного учреждения издает тот орган власти, к чьему ведению оно принадлежит.

Правительство РФ отвечает за государственную собственность, Правительство субъектов России или органы местного самоуправления – за муниципальную.

  • реорганизацию компании;
  • ее вхождение в состав другого юридического лица;
  • смену руководства и учредителей.

Ликвидация учреждений разных типов имеет общие правила, но также предполагает и наличие особенностей, которые будут влиять на прохождение процедуры.

Закрытие коммерческой организации осуществляется в несколько этапов, но может быть облегчено отсутствием долгов.

При наличии долгов и недостатке финансовых средств для их погашения ликвидация может занять много времени, так как будет совмещена с процедурой банкротства.

Пошаговая инструкция в этом случае позволит провести эту процедуру правильно, чтобы не совершить ошибок и избежать различных проблем.

Принятие решение о ликвидации коммерческого учреждения может осуществляться единолично, если имеется только один учредитель.

Во всех остальных случаях оно проходит на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

Для бюджетных учреждений, которые находятся в собственности государства, решение должно приниматься Правительством РФ.

В данном случае закон не регламентирует точное количество участников комиссии, но определяет лиц, которые не могут в нее входить.

  • перечень имущества и капитала, принадлежащего компании и выявленного в процессе ревизии;
  • списки о долгах и кредиторах.
  • выплаты за причинение вреда здоровью и жизни;
  • выплаты сотрудникам;
  • долги перед государством;
  • частные кредиторы.
  • свидетельство о регистрации в налоговой инспекции;
  • выписка из государственного реестра юрлиц;
  • договор о создании учреждения;
  • устав;
  • печать.

Добровольная ликвидация организации, не имеющей финансовых проблем, может быть осуществлена в течение полугода.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г

3. Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.

б) информацию о предоставлении создаваемому федеральному учреждению права выполнять государственные функции (для казенного учреждения).

8. Реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.

д) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

г) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения;

ЛИКВИДАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

Согласно статье 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

– наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

– наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

– промежуточный ликвидационный баланс – в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами;

3) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

– недвижимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;

Методические рекомендации о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

– создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;

– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

– сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;

– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

– получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации учреждения.

Исполнение реорганизуемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

– принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

– при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

– перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

– получить в органах Федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

– сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о ликвидации учреждения.

Исполнение ликвидируемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

– в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).

Исключение учреждения, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

Порядок государственной регистрации при ликвидации учреждения из единого государственного реестра юридических лиц

1. Государственная регистрация при ликвидации учреждения осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого учреждения.

3. Документы, указанные выше, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации учреждения.

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Реорганизация и ликвидация бюджетного учреждения

Реорганизация учреждения – это изменение его правового положения, которое влечет передачу прав и обязанностей от одного юрлица к другому.

Реорганизация путем присоединения бюджетного учреждения к автономному также возможна, ведь государство в этой ситуации только выигрывает.

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь создаваемого юрлица, возникающего за счет реорганизации, по форме Р12001 ;
  • учредительные бумаги новых создаваемых организаций (оригиналы или копии, засвидетельствованные нотариально);
  • решение о реорганизации юрлица;
  • договор о слиянии, присоединении в ситуациях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • передаточный акт (либо разделительный баланс);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4000 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.

Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

Извещение о реорганизации учреждения публикуется в специализированном издании «Вестник государственной регистрации».

Реорганизация учреждения путем присоединения

Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).

А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН

Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму

Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации

Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций

Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений

Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н "О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета"

Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя

Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)

Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
"Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств"

Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях

Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций

Порядок принятия решения о создании, реорганизации и проведения реорганизации, о ликвидации и проведения ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений (далее – Порядок)

наименование лица, которое будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого муниципального бюджетного или казенного учреждения;

сведения о недвижимом имуществе, движимом имуществе и особо ценном движимом имуществе создаваемого муниципального учреждения;

перечень мероприятий по созданию муниципального бюджетного или казенного учреждения с указанием сроков их проведения.

об объемах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций создаваемого муниципального казенного учреждения с приложением обоснованных расчетов;

о видах деятельности создаваемого муниципального казенного учреждения, в том числе о видах деятельности, приносящих доходы;

о предоставлении создаваемому муниципальному казенному учреждению права выполнять функции и полномочия органов местного самоуправления.

3.1. Реорганизация муниципальных бюджетных и казенных учреждений осуществляется в формах, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации.

предмет и цели деятельности реорганизованных муниципальных учреждений (реорганизованного муниципального учреждения);

об основных и иных видах деятельности, которые будет осуществлять реорганизованное муниципальное бюджетное учреждение (реорганизованные муниципальные бюджетные учреждения);

наименование правопреемника муниципального казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений;

перечень основных мероприятий и сроки процедуры ликвидации муниципального бюджетного или казенного учреждения.