ВЫЕЗДНАЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
ВЫЕЗДНАЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Содержание настоящей статьи
- Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (правовое регулирование, правовая природа)
- Реорганизация предприятия в форме присоединения
- Налоговые последствия при реорганизации
- Налоговые последствия при реорганизации
- Компания в процессе реорганизации
- Реорганизация предприятия путем присоединения
- Общий порядок проведения реорганизации
- Реорганизация предприятия
- 5 форм реорганизации юридического лица: отличия и особенности процедур
- Глава 3
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (правовое регулирование, правовая природа)
Правовое регулирование данных налоговых проверок, порядок и правила их проведения прежде всего регламентируются Налоговым кодексом РФ.
Основным требованием к письмам и приказам указанных ведомств является то, что они не могут изменять правила, установленные НК РФ (ст. 4 НК РФ).
1) согласованы с Минфином России либо содержат правовую позицию, аналогичную изложенной в разъяснениях, изданных Минфином России;
Анализ некоторых нормативных правовых актов показывает, что нередко можно встретить, когда проверку "в связи с реорганизацией" называют "повторной".
– как в случаях, когда выездная проверка уже состоялась, так и в случаях, когда выездная налоговая проверка вообще не проводилась;
– предоставляет налоговому органу право ее проводить независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
– возлагает на налоговый орган обязанность по доказыванию факта реорганизации или ликвидации организации.
По ряду налогов организация может быть налоговым агентом, а не налогоплательщиком, например, по налогу на доходы физических лиц.
Правоспособность и дееспособность российских организаций возникают с момента государственной регистрации уполномоченным государственным органом.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
Ликвидация организации согласно пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ является основанием для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежной к взысканию.
ФНС России уполномочена как осуществлять регистрацию ликвидации организации, так и проводить выездные налоговые проверки.
Реорганизация предприятия в форме присоединения
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого из обществ.
1) суммарная стоимость активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд руб.; или
2) суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 6 млрд руб.; или
Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Проведение инвентаризации имущества и обязательств является мерой защиты интересов участников присоединяемого общества.
– заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;
Непредставление одного из документов влечет отказ в регистрации изменений или создания нового юридического лица (ст. 59 ГК РФ).
– уведомление налоговых органов, уведомление кредиторов и опубликование в органах печати информации о реорганизации;
Согласно ст. 58 ГК РФ права и обязанности реорганизуемой организации переходят при присоединении к присоединяющей организации.
И текущие расходы, и расходы, связанные с реорганизацией, подлежат обязательному отражению в заключительной бухгалтерской отчетности.
Специальной нормы о расторжении договора банковского счета в случае реорганизации клиента гражданским законодательством не установлено.
Таким образом, постановка и снятие с учета при реорганизации не связаны с процедурой закрытия банковских счетов организаций.
Однако договором может быть предусмотрено специальное условие о расторжении договора в случае реорганизации клиента (ст. 450 ГК РФ).
Если переоформляется договор банковского счета на правопреемника, то клиент банка должен заменить карточку с образцами подписей.
Налоговые последствия при реорганизации
Реорганизация — достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.
При этом реорганизация — это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.
Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.
Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.
В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.
Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.
— имеются счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемнику (правопреемникам);
— товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
Пунктом 2.1 ст. 252 НК РФ установлены специальные правила передачи расходов для реорганизованных организаций.
Так, расходами правопреемника признаются расходы (убытки), предусмотренные ст. ст. 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 НК РФ.
В некоторых случаях реорганизация предприятия может оказать влияние и на формирование налоговой базы по НДФЛ.
В частности, физическое лицо — акционер может получить пакет акций, номинальная стоимость которого вследствие реорганизации увеличилась.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.
Несмотря на то что этим правом (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) налоговые органы могут и не воспользоваться, налогоплательщикам следует об этом не забывать.
Налоговые последствия при реорганизации
Реорганизация – достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.
При этом реорганизация – это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.
Передаточный акт и разделительный баланс – это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.
Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.
В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.
Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.
- являются документально подтвержденными и экономически обоснованными;
- имеют направленность на получение доходов.
Пунктом 2.1 ст. 252 НК РФ установлены специальные правила передачи расходов для реорганизованных организаций.
Так, расходами правопреемника признаются расходы (убытки), предусмотренные ст. ст. 255, 260 – 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 – 320 НК РФ.
В некоторых случаях реорганизация предприятия может оказать влияние и на формирование налоговой базы по НДФЛ.
В частности, физическое лицо – акционер может получить пакет акций, номинальная стоимость которого вследствие реорганизации увеличилась.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.
Несмотря на то что этим правом (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) налоговые органы могут и не воспользоваться, налогоплательщикам следует об этом не забывать.
Компания в процессе реорганизации
- создание одного или нескольких новых (реорганизуемых) юридических лиц;
- прекращение одного или нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.
Желтым маркером в таблице выделены графы, в которых указаны следствия того или иного вида реорганизации.
При присоединении, слиянии и преобразовании составляется передаточный акт, а при разделении и выделении — разделительный баланс
Формы уведомлений № Р12003 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ ) и № С-09-04 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации» (утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ )
- уведомляют о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикуют сообщения о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» ( п. 1 ст. 60 ГК РФ, приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ ).
В общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца ( ст. 74 ТК РФ ).
Компенсацию за неиспользованный отпуск придется выплатить только в одном случае — если работник после реорганизации увольняется.
В рассматриваемом случае целесообразно оформлять листок по окончании болезни, то есть в период, когда реорганизация завершена.
При этом расчет пособия будет произведен на основании данных упомянутой выше справки о сумме заработка
При этом размер пособий измениться не должен, поскольку расчет будет произведен на основании данных упомянутой выше справки о сумме заработка
Если реорганизация произошла в течение отчетного периода, то сдать расчеты в ПФР и ФСС РФ за предшественника — это обязанность преемника ( ч. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ )
После того как база достигнет предельной величины, взносы нужно начислять по тарифу 10% (если нет права на льготы) ( ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Чтобы вычет начал предоставлять правопреемник, работник должен получить новое уведомление (письма Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599 и ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/528@ ) и написать заявление на вычет ( ст. 220 НК РФ ).
Реорганизация предприятия путем присоединения
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого из обществ.
1) суммарная стоимость активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд руб.; или
2) суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 6 млрд руб.; или
Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Проведение инвентаризации имущества и обязательств является мерой защиты интересов участников присоединяемого общества.
– заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;
Непредставление одного из документов влечет отказ в регистрации изменений или создания нового юридического лица (ст. 59 ГК РФ).
– уведомление налоговых органов, уведомление кредиторов и опубликование в органах печати информации о реорганизации;
Деятельность в период с момента принятия решения о реорганизации до даты получения свидетельства о прекращении деятельности юридического лица
И текущие расходы, и расходы, связанные с реорганизацией, подлежат обязательному отражению в заключительной бухгалтерской отчетности.
Специальной нормы о расторжении договора банковского счета в случае реорганизации клиента гражданским законодательством не установлено.
Таким образом, постановка и снятие с учета при реорганизации не связаны с процедурой закрытия банковских счетов организаций.
Однако договором может быть предусмотрено специальное условие о расторжении договора в случае реорганизации клиента (ст. 450 ГК РФ).
Если переоформляется договор банковского счета на правопреемника, то клиент банка должен заменить карточку с образцами подписей.
Общий порядок проведения реорганизации
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого из обществ.
1) суммарная стоимость активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд. руб.; или
2) суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 6 млрд. руб.; или
Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Проведение инвентаризации имущества и обязательств является мерой защиты интересов участников присоединяемого общества.
заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;
Непредставление одного из документов влечет отказ в регистрации изменений или создания нового юридического лица (ст.59 ГК РФ).
уведомление налоговых органов, уведомление кредиторов и опубликование в органах печати информации о реорганизации;
Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Реорганизация предприятия
Чаще всего, предприниматели путем реорганизации расширяют бизнес и оптимизируют налоги.
Реорганизация в порядке правопреемства передает полномочия от одной организации к другой, как и имущественную массу.
В процессе выделения вместо одного юридического лица образуется новая организация или несколько предприятий.
Исключениями могут быть случаи с реорганизацией унитарных предприятий, некоммерческих корпораций, учреждений муниципального уровня.
Смена собственника организации не может служить основанием к окончанию трудовых отношений с другими работниками.
- женщины с детьми-инвалидами;
- мамы, находящиеся по уходу за ребенком;
- одинокие матери и отцы, беременные сотрудницы.
В целях минимизации рисков, было бы неплохо обратиться к экспертам, обладающим правовые знаниями относительно проведения реорганизационных процедур.
В среднем процесс реорганизации занимает около 3 месяцев, но возможно ее проведение и в более короткие сроки.
5 форм реорганизации юридического лица: отличия и особенности процедур
В статье мы собрали четыре типа стратегических подходов, их примеры, а также шаблоны и таблицы для определения стратегии компании.
- лично;
- отправить документ через портал госуслуг;
- отправить по почте заказным письмом с описью вложения.
Шаг №3. Публикуем информацию о ликвидации юридического лица в «Вестнике государственной регистрации».
- перечисление прибыли, полученной и распределенной, но пока не выплаченной;
- распределение остатка пропорционально долям со стороны участников.
Этот пакет документов понадобится только у нотариуса, его не нужно будет прикладывать к заявлению по форме р12001 на регистрацию.
Если все сделать правильно, заявление рассмотрят в течение пяти рабочих дней после того, как документы будут переданы в налоговую службу.
- свидетельство о регистрации;
- заверенный устав;
- свидетельство о постановке на учет юридического лица;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Этап 1. Подбор фирм, которые будут участвовать в реорганизации (это два или более предприятия, находящиеся в разных местах).
Этап 3. Извещение государственных регистрирующих органов о старте преобразования в форме слияния.
Этап 7. Окончанием процедуры преобразования в форме слияния считается момент регистрации юридического лица.
- форма реорганизации;
- устав предприятия, созданного после реорганизации;
- договор присоединения;
- передаточный акт.
Этап 3. Уведомление государственных регистрирующих органов о начале реорганизации в форме присоединения.
Этап 2. Осуществление инвентаризации. Итоги инвентаризации отображаются в отчетности того месяца, в котором завершилась инвентаризация.
Этап 2. Извещение государственных регистрирующих органов о старте реорганизации в форме разделения.
Этап 6. Окончание процедуры реорганизации в форме разделения – это момент государственной регистрации последней из вновь созданных фирм.
Узнав, что такое реорганизация юридического лица (ее формы, порядок, преимущества и недостатки), пора обратить внимание и на взаимодействие с персоналом.
Глава 3
— полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;
Продление срока представления документов осуществляется налоговым органом по месту учета лица, у которого истребованы документы.
— если подлинность представленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или данные в них недостоверны;
— встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;
— предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.
— объема выполненных подрядчиком заказчику строительных работ в целях проверки достоверности имеющейся в представленной отчетности информации;
— лингвистического характера (к примеру, об использовании в составе названия организации буквосочетаний из слов, связанных с государственной символикой).
— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается уже другому эксперту.
И дополнительная, и повторная экспертизы назначаются с соблюдением всех вышеназванных требований ст. 95 НК РФ.
Обратите внимание, что участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.
При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые (ст. 98 НК РФ).
Обратите особое внимание, что не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 90 НК РФ).
Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.
Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, закреплены в ст. 99 НК РФ.
К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.
— о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок;
Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении.
— предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в проверке;
При воспрепятствовании деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел принимают меры по пресечению противоправных деяний.
Акт проверки подписывается всеми участвовавшими в проверке должностными лицами, а также руководителем проверяемой организации или физическим лицом.
— отсутствие в представленных материалах фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
3.5. Особенности проверок налогоплательщиков, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции
Указанный Закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Однако в связи со спецификой подобной деятельности таким налогоплательщикам уделяется большое внимание со стороны налоговых органов.
— налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
— отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
— выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
— отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
В Концепции приведены четыре способа ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Последняя схема, рассмотренная в Концепции, связана с неправомерным применением льгот по НДС при использовании труда инвалидов.
А способ, закрепленный в Концепции под цифрой три, напрямую касается организаций, занимающихся производством алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При применении схемы одна или ряд организаций, находящихся в цепочке поставщиков спиртосодержащей продукции, не исполняют свои налоговые обязательства.
При этом поставки спиртосодержащей продукции отражаются только в формально оформленных товаросопроводительных документах.
— заявление о постановке на учет по форме 2001И (форма данного заявления закреплена в Приложении N 2 к Приказу N АП-3-06/124);
Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства.
Статья 89 НК РФ устанавливает основные положения и правила, регламентирующие особенности выездной налоговой проверки.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
— дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
— дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
— дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
Пункт 3 ст. 89 НК РФ гласит, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (смотрите ст. 93 НК РФ).
Физические лица, как гласит НК РФ, — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).
— осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
— в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Одной из форм налогового контроля, как указано выше, является налоговая проверка. Различают два основных вида налоговых проверок — камеральные и выездные.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.