ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА В СВЯЗИ С РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ
Содержание настоящей статьи
- Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (правовое регулирование, правовая природа)
- Налоговые последствия при реорганизации
- Общий порядок проведения реорганизации
- Практическое пособие по налоговым проверкам часть I
- Компания в процессе реорганизации
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (правовое регулирование, правовая природа)
Правовое регулирование данных налоговых проверок, порядок и правила их проведения прежде всего регламентируются Налоговым кодексом РФ.
Основным требованием к письмам и приказам указанных ведомств является то, что они не могут изменять правила, установленные НК РФ (ст. 4 НК РФ).
1) согласованы с Минфином России либо содержат правовую позицию, аналогичную изложенной в разъяснениях, изданных Минфином России;
Анализ некоторых нормативных правовых актов показывает, что нередко можно встретить, когда проверку "в связи с реорганизацией" называют "повторной".
– как в случаях, когда выездная проверка уже состоялась, так и в случаях, когда выездная налоговая проверка вообще не проводилась;
– предоставляет налоговому органу право ее проводить независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
– возлагает на налоговый орган обязанность по доказыванию факта реорганизации или ликвидации организации.
По ряду налогов организация может быть налоговым агентом, а не налогоплательщиком, например, по налогу на доходы физических лиц.
Правоспособность и дееспособность российских организаций возникают с момента государственной регистрации уполномоченным государственным органом.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
Ликвидация организации согласно пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ является основанием для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежной к взысканию.
ФНС России уполномочена как осуществлять регистрацию ликвидации организации, так и проводить выездные налоговые проверки.
Налоговые последствия при реорганизации
Реорганизация — достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.
При этом реорганизация — это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.
Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.
Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.
В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.
Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.
— имеются счета-фактуры (их копии), выставленные продавцами реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемнику (правопреемникам);
— товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
Пунктом 2.1 ст. 252 НК РФ установлены специальные правила передачи расходов для реорганизованных организаций.
Так, расходами правопреемника признаются расходы (убытки), предусмотренные ст. ст. 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 НК РФ.
В некоторых случаях реорганизация предприятия может оказать влияние и на формирование налоговой базы по НДФЛ.
В частности, физическое лицо — акционер может получить пакет акций, номинальная стоимость которого вследствие реорганизации увеличилась.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ.
Несмотря на то что этим правом (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ) налоговые органы могут и не воспользоваться, налогоплательщикам следует об этом не забывать.
Общий порядок проведения реорганизации
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников каждого из обществ.
1) суммарная стоимость активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 3 млрд. руб.; или
2) суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году реорганизации, превышает 6 млрд. руб.; или
Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;
Непредставление одного из документов влечет отказ в регистрации изменений или создания нового юридического лица (ст.59 ГК РФ).
уведомление налоговых органов, уведомление кредиторов и опубликование в органах печати информации о реорганизации;
Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Практическое пособие по налоговым проверкам часть I
Из этого правила предусмотрены исключения. В некоторых случаях срок выездной проверки может быть продлен или приостановлен (п. п. 6, 9 ст. 89 НК РФ).
Подробнее о справке, которой оформляется окончание выездной проверки, см. разд. 14.1 "Справка о проведенной выездной налоговой проверке".
В настоящее время они отражены в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее – Основания и порядок продления).
В частности, в период продления проверка может быть приостановлена. На это указывают налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2008 N 16-27).
О приостановлении выездной проверки подробно рассказано в разд. 11.3 "Приостановление выездной проверки".
2) налоговики получили информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении вами налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
3) на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
В остальных случаях при продлении срока выездной проверки налоговый орган сам решает, продлить проверку до четырех или до шести месяцев.
– повторной проверки управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью нижестоящей налоговой инспекции (пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ);
– проверки межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам (данные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России);
Решение о продлении от имени ФНС России принимает руководитель службы или его заместитель (абз. 2 п. 4 Оснований и порядка продления).
Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приложением N 2 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@.
Поэтому налогоплательщик не сможет сослаться на ее несоблюдение как на нарушение норм налогового законодательства.
Обратите внимание на то, что формой решения о продлении выездной проверки предусмотрено ознакомление проверяемого с решением.
О том, в каких случаях выездная проверка может быть приостановлена, рассказано в разд. 11.3.1 "Основания для приостановления выездной проверки".
– прекратить действия по истребованию у вас документов (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11059/09-С3 N А50-10627/2009);
О продлении срока выездной проверки подробно рассказано в разд. 11.2 "Продление срока выездной проверки".
3) перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 НК РФ);
К сожалению, нарушение указанного правила не будет безусловным основанием для отмены решения по итогам выездной проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).
О сроке, на который в совокупности может быть приостановлена выездная проверка, рассказано в разд. 11.3.2 "Срок приостановления выездной проверки".
Таким образом, в данном случае срок приостановления выездной проверки не должен превышать девять месяцев.
О решениях о приостановлении (возобновлении) выездной проверки см. разд. 11.3.3 "Порядок приостановления выездной проверки".
Об этом свидетельствует судебная практика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2009 N КА-А40/12033-09).
Налоговики на практике часто затягивают срок проведения выездной проверки и допускают различные нарушения при приостановлении проверки.
Отметим, что п. 14 ст. 101 появился в Налоговом кодексе РФ только с 1 января 2007 г (п. 73 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Данный вывод Президиум ВАС РФ сделал применительно к камеральным проверкам. Однако он допустим и в отношении выездных проверок.
Подробнее о последствиях нарушения срока проведения камеральной проверки см. разд. 3.4 "Последствия нарушения срока проведения камеральной проверки".
О возможных мерах воздействия рассказано в разд. 3.5 "Меры воздействия на налоговый орган в случае затягивания срока камеральной проверки".
Но, к сожалению, как показывает практика, применение таких мер редко приводит к положительным результатам.
Компания в процессе реорганизации
- создание одного или нескольких новых (реорганизуемых) юридических лиц;
- прекращение одного или нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.
Желтым маркером в таблице выделены графы, в которых указаны следствия того или иного вида реорганизации.
При присоединении, слиянии и преобразовании составляется передаточный акт, а при разделении и выделении — разделительный баланс
Формы уведомлений № Р12003 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ ) и № С-09-04 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации» (утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ )
- уведомляют о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикуют сообщения о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» ( п. 1 ст. 60 ГК РФ, приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ ).
В общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца ( ст. 74 ТК РФ ).
Компенсацию за неиспользованный отпуск придется выплатить только в одном случае — если работник после реорганизации увольняется.
В рассматриваемом случае целесообразно оформлять листок по окончании болезни, то есть в период, когда реорганизация завершена.
При этом расчет пособия будет произведен на основании данных упомянутой выше справки о сумме заработка
При этом размер пособий измениться не должен, поскольку расчет будет произведен на основании данных упомянутой выше справки о сумме заработка
Если реорганизация произошла в течение отчетного периода, то сдать расчеты в ПФР и ФСС РФ за предшественника — это обязанность преемника ( ч. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ )
После того как база достигнет предельной величины, взносы нужно начислять по тарифу 10% (если нет права на льготы) ( ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Чтобы вычет начал предоставлять правопреемник, работник должен получить новое уведомление (письма Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599 и ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/528@ ) и написать заявление на вычет ( ст. 220 НК РФ ).