Права пассажиров РЖД правовой статус и обязанности услуги ЖД

ОАО « РЖД » оказывает гражданам услугу по перевозке пассажиров. Деятельность организации, порядок оказания услуги, а также права и обязанности пассажиров и перевозчиков регулируются на законодательном уровне следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон « ОЗПП » № 2300-1;
  2. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа ЖД транспортом;
  3. ФЗ № 18 «Устав ЖД транспорта РФ» от 10.01.2003;
  4. ФЗ № 442 «О внеуличном транспорте» от 29.12.2017.

В каждом из этих НПА указаны права потребителей услуги, предоставляемой ОАО « РЖД ».

Какие есть права у ж/д перевозчиков в отношении пассажиров

Перевозчик наделен правом расторгнуть договор об оказании услуги по перевозке и высадить пассажира при несоблюдении им правил пользования внеуличным транспортом.

Правовой статус пассажира ж/д транспорта

Законодательство наделило гражданина, путешествующего железнодорожным транспортом, определенными правами и обязанностями.

Права

Права пассажира ж/д транспорта указаны в ст. 83 № 18-ФЗ. Согласно указанному НПА пользователь услуги по железнодорожной перевозке имеет право:

  1. Поменять место на другое свободное, даже если оно находится в вагоне более высокой комфортности. Для этого потребуется связаться с начальником состава и доплатить за другое место (при необходимости). Если пассажир меняет место на равноценное, то вносить доплату не потребуется;
  2. В любой момент, не покидая состава, организовать себе горячие напитки. Проводник каждого вагона должен постоянно поддерживать определенную температуру воды в титане. Кроме этого он обязан не менее 3 раз в день предлагать пассажирам горячий чай или кофе с сухими кондитерскими изделиями за дополнительную плату;
  3. Отправиться в поездку раньше даты, обозначенной в билете. Для этого необходимо получить информацию о наличии свободных мест в отправляющемся составе и обратиться в кассу ж/д вокзала для того чтобы поставить отметку о раннем выезде. Доплачивать за эту услугу не нужно;
  4. Во время поездки в поезде дальнего следования пассажир может задержаться на одной из станций дольше, чем стоит состав. Максимальное время задержки не может превышать 10 суток. Чтобы воспользоваться этой возможностью пассажиру потребуется оповестить работника поезда не позднее, чем через 3 часа после прибытия на место остановки. Спустя оговоренное время клиент продолжит путь до места назначения. Для того чтобы получить возможность задержаться, пассажиру потребуется заплатить стоимость плацкарты от места остановки до пункта назначения;
  5. Если во время следования у пассажира возникли проблемы со здоровьем, из-за которых он не может продолжать поездку, ему необходимо сойти на ближайшей станции и обратиться за врачебной помощью. Чтобы билет не пропал потребуется предъявить справку о болезни и после выздоровления пассажир сможет продолжить путь на другом поезде;
  6. При наличии билета пассажир во время ожидания поезда (не ранее чем за 24 часа до отправления) может бесплатно воспользоваться туалетом, расположенным в здании вокзала. Также право на бесплатное использование уборной комнаты появляется у пассажиров стоящего поезда;
  7. Провозить с собой ребенка до 5 лет без предоставления ему отдельного места. Для детей в возрасте 5-10 лет должны быть куплены билеты. Проездной документ этой категории пассажиров отпускается с 50% скидкой;
  8. Кроме мелких вещей пассажир имеет право перевозить с собой ручную кладь весом до 36 кг (в вагонах СВ — до 50 кг) при этом габариты перевозимого багажа в сумме трех измерений не должны превышать 180 см.

Также пассажир ж/д транспорта во время поездки имеет право обратиться к проводнику с просьбой предоставить фирменный стакан и/или чайную ложку. Также пользователь услуг ОАО « РЖД » имеет право получить настольную игру для организации досуга.

Кроме всего перечисленного пассажир может отказаться от комплекта постельного белья. В таком случае ему нужно быть готовым к отказу в предоставлении подушки и матраса. Использовать в поездке личное постельное белье нельзя.

Обязанности

В перечень обязанностей пассажира РЖД включены:

  1. Покупка проездного документа (билета);
  2. Оплата провоза ручной клади, размер которой превышает установленные нормы;
  3. Соблюдение правил пользования ЖД транспортом;
  4. По требованию уполномоченных лиц предъявлять билет на проезд, документ, удостоверяющий личность или подтверждающий право на предоставление льгот.

Что можно и что нельзя делать пассажирам РЖД

Пассажирам поездов дальнего следования запрещено:

  1. Срывать стоп-кран;
  2. Курить в поезде. Сделать это можно только на платформе во время стоянки в специально отведенном месте;
  3. Распивать спиртные напитки вне вагона-ресторана;
  4. Шуметь в ночные часы (23:00-7:00).

При путешествии железнодорожным транспортом гражданину рекомендуется знать свои права. При их нарушении пассажир может пожаловаться руководству железной дороги.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о том, на что имеет право пассажир поезда