РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Содержание настоящей статьи
- Реорганизация естественных монополий
- Группа Реформа естественных монополий
- Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практические преобразования
- Реформирование естественной монополии в России
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Брифинг по итогам заседания Правительства
Реорганизация естественных монополий
В развитых странах понятие “естественная монополия” существует и развивается в течение длительного времени.
2) Компании, владеющие распределительными электрическими сетями — межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
В 1998 г. постановлением Правительства РФ утверждена Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.
В 2003 г. Правительство России утвердило План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 — 2005 годы.
Конец первого этапа реформы пришелся на момент создания ОАО «Российские железные дороги», которое начало свою хозяйственную деятельность 1 октября 2003 г.
Главным итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного ведения.
Глобальной задачей третьего этапа реформирования железнодорожной отрасли является формирование и развитие конкурентного рынка.
Группа Реформа естественных монополий
РИА Новости приводит список документов экспертной группы, работающей по направлению "Реформа естественных монополий" Стратегии-2020.
4. Э.И. Позамантир. Основные проблемы реформирования и развития естественных монополий и возможные пути их решений
Анализ механизмов регулирования естественных монополий и ошибок первого этапа реформы электроэнергетики в России
8. И.П. Маликова. О государственной политике регулирования отношений в сфере ЖКХ и её влияние на рост тарифов ресурсоснабжающих организаций
Анализ проблем, вытекающих из текущего правововго регулирования и первоочередные предложения по улучшению ситуации
9. М.Э. Никольский. Предложения по реформированию естественных монополий, действующих в области коммунальной инфраструктуры
11. П.В. Струнилин. Предложения о возможных путях решения существующих проблем в модели оптового рынка
12. Е.И. Котелкина. О совершенствовании государственного регулирования естественных монополий
13. Энергетическая безопасность Европы. Долгосрочные последствия событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке
16. Уланов В.Л. Тезисы к заседанию 21 апреля по реформированию Газпрома и естественных монополий
17. И.К. Ахполов Состояние и стратегические направления реформирования отечественного железнодорожного транспорта
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практические преобразования
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
— «эффект масштаба» выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;
Большая часть перевозок компаний-операторов приходится на нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и автомобили.
· государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.
Рис. 9 Прогноз количества инвестиций, привлеченных в электроэнергетику при различных вариантах энергетической стратегии
создание благоприятных условий для развития конкуренции в тех сферах отраслевой хозяйственной деятельности, где это возможно и целесообразно;
Несомненно, европейская система антимонопольного регулирования национальной экономики не идеальна, и тоже имеет свои недостатки и преимущества.
— главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
5. Байков Н. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения.-№10.-2010.-С.119.
11. Мальцев А.А. Главные проявления влияния глобализации минерально — сырьевого комплекса на экономику России. // Международная экономика.-№1.-2010.-С.26.
15. Суслов В.И. Потенциал развития нефтегазотранспортных систем в России. // Регион. Экономика и социология.-№1.-2008.-С.127.
Реформирование естественной монополии в России
г) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, газовой отрасли, ж/д транспорта
Существуют различные виды монополий. В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий [2].
-ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
Естественные монополии – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.
Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограничения информации.
Первый метод регулирования — применение ценового регулирования , осуществляемого посредством определения цен(тарифов) или их предельно уровня
Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;
создание Совета по надежности, основной задачей которого является эффективная координация субъектов, участвующих в реформировании отрасли;
— Тепловые ОГК (которые не были обособлены от РАО "ЕЭС России" по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО "ЕЭС России"),
— холдинг Гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго, неконсолидированных РГК, прочих непрофильных и сервисных активов РАО "ЕЭС России",
Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики.
Собственно сценарий реформирования ж/д отрасли включает три этапа преобразований в период с 2001 по 2010 г.
— введен в действие новый Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»;
— утвержден Постановлением Правительства План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 годы;
Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) //
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Основные положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий, представленные на рисунке 1.
Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий в РФ на примере ОАО РАО «ЕС России»
В 2000 году начинается первый этап процесса реорганизации, при этом меняется структура отрасли, представленная на рисунке 5
Проведем сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом, данные исследования представлены в таблице 2.
Второй метод используется в РФ, в части естественных монополий, находящихся в государственной собственности (рынок золота и драгоценных камней).
— увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.
— нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.