РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Содержание настоящей статьи

реорганизация естественных монополий

Брифинг по итогам заседания Правительства


Реорганизация естественных монополий

В развитых странах понятие “естественная монополия” существует и развивается в течение длительного времени.

2) Компании, владеющие распределительными электрическими сетями – межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

В 1998 г. постановлением Правительства РФ утверждена Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.

В 2003 г. Правительство России утвердило План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 – 2005 годы.

Конец первого этапа реформы пришелся на момент создания ОАО «Российские железные дороги», которое начало свою хозяйственную деятельность 1 октября 2003 г.

Главным итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли стало разделение функций государственного регулирования и хозяйственного ведения.

Глобальной задачей третьего этапа реформирования железнодорожной отрасли является формирование и развитие конкурентного рынка.

Группа Реформа естественных монополий

РИА Новости приводит список документов экспертной группы, работающей по направлению "Реформа естественных монополий" Стратегии-2020.

4. Э.И. Позамантир. Основные проблемы реформирования и развития естественных монополий и возможные пути их решений

Анализ механизмов регулирования естественных монополий и ошибок первого этапа реформы электроэнергетики в России

8. И.П. Маликова. О государственной политике регулирования отношений в сфере ЖКХ и её влияние на рост тарифов ресурсоснабжающих организаций

Анализ проблем, вытекающих из текущего правововго регулирования и первоочередные предложения по улучшению ситуации

9. М.Э. Никольский. Предложения по реформированию естественных монополий, действующих в области коммунальной инфраструктуры

11. П.В. Струнилин. Предложения о возможных путях решения существующих проблем в модели оптового рынка

12. Е.И. Котелкина. О совершенствовании государственного регулирования естественных монополий

13. Энергетическая безопасность Европы. Долгосрочные последствия событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке

16. Уланов В.Л. Тезисы к заседанию 21 апреля по реформированию Газпрома и естественных монополий

17. И.К. Ахполов Состояние и стратегические направления реформирования отечественного железнодорожного транспорта

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Проблема реформирования естественных монополий в России: дискуссии и практические преобразования

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

– «эффект масштаба» выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;

Большая часть перевозок компаний-операторов приходится на нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и автомобили.

· государственный контроль за деятельностью естественных монополий, которая может ущемить права потребителей.

Рис. 9 Прогноз количества инвестиций, привлеченных в электроэнергетику при различных вариантах энергетической стратегии

создание благоприятных условий для развития конкуренции в тех сферах отраслевой хозяйственной деятельности, где это возможно и целесообразно;

Несомненно, европейская система антимонопольного регулирования национальной экономики не идеальна, и тоже имеет свои недостатки и преимущества.

– главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;

5. Байков Н. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения.-№10.-2010.-С.119.

11. Мальцев А.А. Главные проявления влияния глобализации минерально – сырьевого комплекса на экономику России. // Международная экономика.-№1.-2010.-С.26.

15. Суслов В.И. Потенциал развития нефтегазотранспортных систем в России. // Регион. Экономика и социология.-№1.-2008.-С.127.

Реформирование естественной монополии в России

г) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, газовой отрасли, ж/д транспорта

Существуют различные виды монополий. В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий [2].

-ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

Естественные монополии – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограничения информации.

Первый метод регулирования – применение ценового регулирования , осуществляемого посредством определения цен(тарифов) или их предельно уровня

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;

создание Совета по надежности, основной задачей которого является эффективная координация субъектов, участвующих в реформировании отрасли;

– Тепловые ОГК (которые не были обособлены от РАО "ЕЭС России" по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО "ЕЭС России"),

– холдинг Гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго, неконсолидированных РГК, прочих непрофильных и сервисных активов РАО "ЕЭС России",

Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных процессов для российской экономики.

Собственно сценарий реформирования ж/д отрасли включает три этапа преобразований в период с 2001 по 2010 г.

– введен в действие новый Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»;

– утвержден Постановлением Правительства План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 годы;

Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) //

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Основные положительные и отрицательные последствия деятельности естественных монополий, представленные на рисунке 1.

Анализ процесса развития и трансформации естественных монополий в РФ на примере ОАО РАО «ЕС России»

В 2000 году начинается первый этап процесса реорганизации, при этом меняется структура отрасли, представленная на рисунке 5

Проведем сравнительный анализ функционирования естественных монополий в РФ и за рубежом, данные исследования представлены в таблице 2.

Второй метод используется в РФ, в части естественных монополий, находящихся в государственной собственности (рынок золота и драгоценных камней).

– увеличение роста цен за счет возникновения лишнего посреднического звена между потребителем и производителем.

– нарушение национальных интересов и суверенитета. Переход наиболее значимых отраслей в иностранные руки. Как это произошло в процессе приватизации.