ЗАБАЛАНСОВОЕ ИМУЩЕСТВО ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

ЗАБАЛАНСОВОЕ ИМУЩЕСТВО ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Содержание настоящей статьи

Налог на имущество организаций.


Бухучет после реорганизации: на – стыке двух эпох

Как правильно реорганизованным компаниям составить ЗБО, а правопреемникам разнести входящие остатки по счетам и наладить учет, расскажем в нашей статье.

  • записи о возникших в результате слияния, разделения, преобразования юрлицах;
  • записи о прекращении деятельности присоединяемого юрлица.

Присоединяющая компания формирует вступительные остатки на дату прекращения деятельности реорганизованной организаци и пп. 21, 33 Приказа № 44н; п. 4 ст. 57 НК РФ .

Выделившиеся компании (а также возникшие при разделении и преобразовании) могут воспользоваться планом счетов предшественника.

Составление заключительной бухотчетности — своеобразное прощание фирмы со своим дореорганизационным периодом

Даже если на момент формирования вступительных остатков по счетам СПИ некоторых объектов составит 12 месяцев и меньше, их нужно учесть как ОС.

Той фирме, к которой присоединились другие компании, придется соединять несколько планов счетов в одном

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

  1. реорганизация в форме выделения;
  2. реорганизация в форме разделения;
  3. внесение имущества в уставный капитал;
  4. передача по договору купли-продажи.

Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, обязательств по исчислению и уплате НДС по итогам реорганизации у реорганизуемой и вновь создаваемой организаций не возникает.

Порядок документооборота предусмотрен Методическими указаниями и аналогичен реорганизации в форме выделения. При этом также проводится инвентаризация.

Порядок оценки передаваемого имущества аналогичен порядку при реорганизации в форме выделения (смотри выше) и изложен в пункте 7 Методических указаний.

Для целей бухучета реорганизуемые организации начисляют амортизацию до даты внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ.

В счет формирования уставного капитала могут быть внесены в том числе неденежные вклады, которыми, в свою очередь, могут быть основные средства.

Исчисление НДС, подлежащего восстановлению, производится с применением ставок налога, действующих в период применения налоговых вычетов.

Оценочная стоимость здания равна остаточной стоимости и величине объявленной суммы взноса в уставный капитал.

Реализация – это переход права собственности на товары, передача результатов выполненных работ, оказанных услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Организация производит начисление НДС, подлежащего уплате в бюджет, исходя из договорной стоимости этого имущества (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Однако налоговые органы не поддерживают данную точку зрения. По их мнению, НДС следует начислить при физической передаче объекта.

Операции по реализации земельных участков не являются объектом налогообложения по НДС согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса.

Земельные участки в налоговом учете не признаются амортизируемым имуществом согласно пункту 2 статьи 256 Налогового кодекса.

Реорганизация в форме выделения

Реорганизация в форме выделения. Бухгалтерские проводки. Составление разделительного баланса и передаточного акта.

Принятие к учету расчетов по обязательствам отражается по дебету счета 0.304.06.830 и кредиту 0.300.00.000.

Как бюджетному и автономному учреждению составить Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

Показатели Баланса заполняйте на основании данных Главной книги (ф. 0504072) (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

· деятельности с целевыми средствами – за счет субсидий на иные цели по КФО 5 и на капитальные вложения по КФО 6 (графы 3 и 7);

· деятельности по государственному заданию – за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по КФО 4 (графы 4 и 8);

Такие правила установлены пунктами 14–15 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Такой порядок установлен пунктами 15 и 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Когда составляете Баланс за отчетный год, учитывайте разъяснения Минфина. В прошлом году требования были следующие.

Эти и другие особенности приведены в пунктах 2.1, 1.1 приложения к письму от 02.02.2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120.

Как составить справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503730)

По строкам «в том числе» отразите данные в разрезе аналитических показателей, установленных в учетной политике с учетом требований учредителя к аналитике.

Итоговые показатели укажите в графе 7 (сумма показателей граф 4, 5 и 6) и графе 11 (сумма показателей граф 8, 9 и 10).

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению

Процесс ликвидации бюджетных учреждений регулируют
статьи 61–64, а реорганизации ― статьи 57–60Гражданского кодекса РФ

Общий порядок ликвидации установлен статьями 18–21 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).

При ликвидации образовательного учреждения следует учитывать особенности, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Пример 1. Право оперативного управления имуществом прекращено. Надо отразить операцию возврата активов учредителю.

Забалансовое имущество при реорганизации

При подготовке к преобразованию обязательным условием является предварительное распределение или продажа долей, находящихся на балансе общества.

• чистые активы реорганизуемого общества должны превышать или быть равными размеру его уставного капитала;

• активы реорганизуемого общества должны предоставлять сумму активов реорганизованного и выделенного общества;

• долги реорганизуемого общества не должны превышать суммы долгов реорганизованного и выделенного общества;

• чистые активы созданного предприятия должны представлять стоимость чистых активов реорганизованного и выделенного общества.

• сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса;

• список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).

4) при выделении – все статьи баланса действующего предприятия, на которых учитывалось имущество, относящееся к деятельности структурного подразделения;

В связи с тем, что имущество передается новому юридическому лицу как взнос в уставный капитал, оно никакими налогами не облагается.

Реорганизуемое общество обязано составить заключительный баланс с учетом операций на передачу всех функций правопреемнику.

Конференция ЮрКлуба

Хм. А если произошло преобразование, то имущество станет бесхозяйным? Оригинально! Но нуждается в обосновании.

можно ли по балансу при выделении на выделяющееся общество вывести участок, если наложен запрет рег действий на этот участок?

Арест имущества не является препятствием для регистрации прав на него на имя должника. Что сказано в определении об обеспечительных мерах?

Хм. А если произошло преобразование, то имущество станет бесхозяйным? Оригинально! Но нуждается в обосновании.

можно ли по балансу при выделении на выделяющееся общество вывести участок, если наложен запрет рег действий на этот участок?

Арест имущества не является препятствием для регистрации прав на него на имя должника. Что сказано в определении об обеспечительных мерах?

Странный вы человек. До окончания ИП действовал запрет на регистрацию, а приставы сообщали то, что было в ЕГРП. При чем здесь положение после окончания ИП?

Странный вы человек. До окончания ИП действовал запрет на регистрацию, а приставы сообщали то, что было в ЕГРП. При чем здесь положение после окончания ИП?

Забалансовое имущество при реорганизации

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Формирование бухгалтерского баланса в условиях реорганизации

· о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.

В настоящем разделе приведены нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться в ходе подготовки РБ.

Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000 «Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны»№;

Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. приказом Министерства финансов России н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02», утвержденное приказом Минфина России от 01.01.2001 .

· присвоение кодов видов деятельности и иных кодов, которые указываются в других разделах настоящего Положения.

1) Инвентаризационная ведомость (опись) имущества, прав и обязанностей Общества, актуализированная на дату проведения общего собрания акционеров.

· дебиторская задолженность (включая дебиторскую задолженность по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами),

3) Перечни договоров для каждого выделяемого общества, права и обязанности, по которым передаются выделяемым обществам.

· предъявления кредиторами требования о досрочном исполнении обязательств, включая и возмещение убытков от досрочного расторжения;

б) порядок формирования вступительных бухгалтерских балансов выделенных обществ в зависимости от наступления любого из указанных случаев;

· провести самостоятельный анализ правильности формирования налогооблагаемой базы и исчисления налогов и сборов;

· провести сверку сумм начисленных (уплаченных) налогов по данным организации с данными налоговых органов и урегулировать возникшие расхождения.

Таким образом, условием реорганизации является государственная регистрация прав на всё недвижимое имущество и все имущественные права юридического лица.

1.2.2. Проверка наличия и получение свидетельств о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества и земельные участки, передаваемые в выделяемые общества

2.1. Издание приказа об инвентаризации и методике проведения инвентаризации. Назначение инвентаризационных комиссий

2.8. «Загрузка» инвентарных описей в электронные таблицы для формирования разделительного баланса, формирование сличительного баланса.

2.11. Формирование бухгалтерской отчетности на дату составления разделительного баланса в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности

2.13. Формирование Правил распределения имущества, прав и обязательств между реорганизуемым и выделяемыми обществам в период реорганизации

2.16. Свод пакета документов по разделительному балансу к согласованию в Рабочей группе сопровождения проекта

3.1. Подача заявки на срок предоставления материалов по разделительному балансу в Рабочую группу сопровождения проекта

3.2. Согласование перечней имущества, передаваемого в образуемые в процессе реорганизации компании, с Рабочей группой сопровождения проекта

По правилам бухгалтерского учета для начала операционной деятельности необходимо сформировать Вступительный баланс.

Этап I. Подготовительные мероприятия к составлению вступительного баланса (проводятся до даты государственной регистрации выделенных обществ).

1.7. Согласование «промежуточного» разделительного баланса и «прогнозного» вступительного баланса Рабочей группой сопровождения проекта

1.9. Подготовка актов приемки-передачи по имуществу и обязательствам, передаваемым в выделяемые общества

Этап I I. Формирование вступительного баланса (мероприятия проводятся в течение 3-4 месяцев после даты государственной регистрации выделенных обществ)

ликвидацией организации, которая влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;

· о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций – при реорганизации в форме присоединения.

· числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;

· финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

· иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

· организациями, продолжающими свою деятельность после реорганизации в форме присоединения или выделения;

· организациями, к которым в результате реорганизации перешли права в отношении дочерних и зависимых обществ реорганизованной организации.

Цель составления ликвидационного баланса уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

На основании ликвидационного баланса организация определяет реальную стоимость своих активов и решает, как их выгоднее реализовать.

· перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

Для этого в налоговую инспекцию представляют Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица с приложением самого баланса.

После того как промежуточный ликвидационный баланс будет утвержден и согласован с регистрирующим органом, можно приступить к погашению долгов.

Ликвидационная комиссия организации выявляет кредиторов и письменно уведомляет каждого из них о ликвидации организации.

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

Ликвидационная комиссия должна рассчитываться с каждой следующей очередью кредиторов только после того, как удовлетворит требования предыдущей.

Недвижимое имущество продают на торгах, которые подготавливают и проводят организации, имеющие право совершать сделки с недвижимостью.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов организации исходя из экономической целесообразности.

Таким образом, определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.

Отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между учредителями (участниками)

Распределение имущества между учредителями производится на основании акта, в котором должно быть указано, кому и что передано.

После этого подается заявление на ликвидацию в налоговую инспекцию, с подачей ликвидационного баланса и квитанции об оплате государственной пошлины.

Общие принципы отнесения имущества, прав и обязанностей к Обществу и Выделяемым обществам в Переходный период

Принципы отнесения измененных прав, обязанностей и имущества, возникших до Даты составления Разделительного баланса, к Обществу или Выделяемым обществам

Принципы отнесения прав, обязанностей и имущества, возникших в Переходный период, к Обществу или Выделяемым обществам

При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании – передаточный акт.

необоснованным, последнее может обратиться со своим требованием признать отказ необоснованным и выдать согласие.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом от 01.01.01 г. // Справочно-правовая система «Гарант»;

4. Приказ Минфина РФ от г. «о формах бухгалтерской отчетности организации» // Справочно-правовая система «Гарант»;

5. Приказ Минфина РФ от 01.01.2001 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и приложение к нему // Справочно-правовая система «Гарант»;

Реорганизация учреждения путем присоединения

Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).

А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН

Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму

Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации

Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций

Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений

Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н "О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета"

Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя

Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)

Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
"Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств"

Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях

Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций

Реорганизация организации путем выделения новых юридических лиц: алгоритм действий

Д-т 02 – К-т 01 – 15 802 000 руб.
– на сумму начисленной амортизации по передаваемым основным средствам;

Д-т 91 – К-т 01 – 155 386 500 руб.
– списана остаточная стоимость передаваемых основных средств;

Д-т 79 – К-т 91 – 155 386 500 руб.
– произведена передача основных средств по разделительному балансу.

Д-т 05 – К-т 04 – 265 176 руб.
– на сумму начисленной амортизации по передаваемым нематериальным активам;

Д-т 91 – К-т 04 – 235 824 руб.
– списана остаточная стоимость передаваемых нематериальных активов;

Д-т 79 – К-т 91 – 235 824 руб.
– произведена передача нематериальных активов по разделительному балансу.

Д-т 79 – К-т 91 – 1 495 250 руб.
– произведена передача материалов по разделительному балансу.

Д-т 79 – К-т 97-9 – 501 000 руб.
– произведена передача расходов будущих периодов по разделительному балансу.

Д-т 79 – К-т 51 – 332 324 553 руб.
– перечислены денежные средства по платежному поручению по разделительному балансу.

Приведенные формы являются рекомендуемыми, поэтому в каждом конкретном случае бухгалтер может составлять иные приложения к разделительному балансу.

Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке и утверждению передаточного акта

1.2. Примерную форму передаточного акта при реорганизации государственных учреждений в форме присоединения (приложение 2).

1.3. Примерную форму передаточного акта при реорганизации государственных учреждений в форме слияния (приложение 3).

2.2. Ответственным по рассмотрению передаточного акта является Управление бухгалтерского учета и отчетности Департамента.

2.5. Учет и хранение передаточных актов в Департаменте осуществляется Управлением бухгалтерского учета и отчетности.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Лупачеву Г.В.

а) решения, принятого органом исполнительной власти (п.1, 2) при реорганизации в форме слияния, присоединения.

– бухгалтерский баланс по форме 0503830 на дату составления передаточного акта со справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;

15. При наличии обременения права реорганизуемого учреждения информация об обременении подлежит включению в передаточный акт.

20.2. Определяет возможность утверждения передаточного акта уполномоченным заместителем руководителя Департамента.

Утверждение Департаментом передаточного акта считается действительным при наличии согласования Департамента городского имущества города Москвы.

22. Один экземпляр утвержденного в установленном порядке передаточного акта направляется учреждением в Департамент культуры города Москвы.

Перечень недвижимого имущества, учтенного на балансе
Государственного бюджетное учреждение культуры города Москвы
"_________" по состоянию на __.__.20__г.